Подготовка к съезду казаков Дона
Страница 2

История » Съезд казаков Дона (80-90е гг.). » Подготовка к съезду казаков Дона

Учреждение двух объединений - «Вседонского круга» и «Казачьего круга Дона», определяет раскол в общественно-патриотическом движении Дона. Так называемые «радикально настроенные казаки», в «Казачьем круге Дона» составляли не более десяти процентов. Это соотношение подтвердит Учредительный Большой круг Дона: попытка продиктовать свои условия возможным срывом круга закончится провалом. Тем не менее, им удастся возглавить ряд казачьих кругов в г. Ростове-на-Дону, Новочеркасске.

Несомненно, большую роль в становлении и организации казачьих кругов на Дону сыграл Учредительный Большой Круг Союза казаков, проходивший в Москве с 28 июня по 1 июля 1990 года. На круге присутствовало 263 делегата от казачества России и 437 гостей .[9]

Прежде чем рассматривать принятые на этом собрании решения, нобходимо на мой взгляд обратить внимание на социальный состав казаков, принимавших участие в съезде, его изменения. Это важно, так как оказало определенное влияние на процесс возрождения казачества, определило некоторые его особенности. Хотя проблема социального состава казачества изучена мало, но опираясь на социологические исследования можно все же сделать некоторые выводы. Что касается изменений в социальном положении казаков, то можно отметить следующее: если раньше казачество было достаточно однородной социальной группой и состояло из членов военно-земледельческих общин, то теперь такой однородной определенности уже нет. Да и этими видами деятельности теперь занимаются разные категории казаков. Попытку понять кто же такие современные казаки сделали при помощи конкретно-социологического исследования. 815 респондентам был задан вопрос считают ли они себя казаками и знакомы ли ними. Данные условны, но они позволяют сделать некоторые выводы

Они свидетельствуют о высокой соц. мобильности в годы советской власти. Однородная в нач. 20века группа в конце века оказалось в составе всех соиально-профессиональных групп. В процентном соотношении это выглядит примерно так: сельские жители составляют 21.5%, рабочие - 12.%, интеллигенция - 8.5% ,военнослужащие - 8.5%.

Всего треть современного казачества находится в традиционной сфере деятельности, т.е. Занимаются земледелием и военной службой. Но только теперь представители этих видов деятельности разделились.

Если раньше казаки проживали в чисто казачьих поселениях, то теперь только 33% современных казаков родилось в местах традиционного проживания, др. 39% в местах смешанного проживания, 23% говорили о том, что родились в местах с преобладанием казачьего населения, а 2% -родились, где казаков нет вообще. [10]

Такой сложный социальный состав, интенсивная социальная мобильность, миграции порождает противоречивость интересов и целей различных социальных групп, конкуренцию социально-политических позиций, программ и действий, конфликты, расколы, непредсказуемость поведения лидеров крупных казачьих образований. Это сказывается и на процессе возрождения.

Необходимо также обратить внимание на то, что формирование устойчивости исторической психологии, исторической памяти происходит различными путями. Главный среди которых – передача и закрепление из поколения в поколение всех элементов менталитета. Передача и закрепление происходят в толще самого носителя этой ментальности и подкрепляются государственными актами. В случае нарушения одной из этих составляющих неминуемы деформации или утрата вековых ступеней. Поколение детской группы до 4-х лет испытало и то и другое. Эти дети начали обучение в школе в 30-м г. Школьная система воспитывала детей в духе приверженности строго выверенным идеям… В эти годы исчез и термин казачество. Сейчас им 73. Могут ли они быть носителями исторической памяти? Передать их молодому поколению? Едва ли это возможно. Именно этим отчасти объясняются деформации в движении возрождения. Возглавили движение лица 30-35 лет,[11] воспитанные тем самым поколением, росшим в 30-е. гг. Знают ли они традиции казачества? Научные исследования в ту пору страдали догматизмом, связь поколений прервана, государственных актов не было. Но тем не менее на семейно-бытовом уровне традиции все-таки передавались. Все это нашло почву в процессе возрождения казачества Зная все это несложно придти к выводу, что главная задача возрождения – это прежде всего восстановление менталитета.

Страницы: 1 2 3 4