Александр II: исторический портрет. Воспитание и характер императора
Страница 3

История » Александр II - исторический портрет » Александр II: исторический портрет. Воспитание и характер императора

«В великом князе, — растерянно свидетельствовал гене­рал, — совершенный недостаток энергии и постоянства; малейшая трудность или препятствие останавливает его и обессиливает. Не помню, чтобы когда-нибудь он чего-ни­будь желал полно и настойчиво. Малейшая боль, обыкновенный насморк достаточен, чтобы сделать его малоспособ­ным заняться чем бы то ни было . Ему случается провести час времени, в продолжение которого ни одна мысль не придет ему в голову; этот род совершенной апатии меня приводит в отчаяние .». Мердер, понятно, говорит здесь о не слишком частых минутах хандры, которая иногда нападала на наследника, потому что вообще-то, как отмечал во многих местах своего дневника генерал-воспитатель, его воспитанник рос энергичным и веселым мальчиком. Инте­ресно, а откуда генерал знал, что ни одна мысль не приходила в голову Александру во время его «транса», если ребе­нок в такие минуты практически ни с кем не разговаривал?

Другой чертой характера наследника, волновавшей вос­питателей, была его, как они это называли, «невыдержан­ность». Тот же Мердер вспоминал, как во время прогулки по реке Виельгорский, дурачась, неосторожно вел шлюпку и зачерпнул бортом воду. Великий князь так рассердился, что схватил Иосифа за шею и дал ему несколько пинков, преж­де чем вмешались воспитатели, сделавшие выговор наслед­нику. Уже став императором, Александр Николаевич мог накричать на незадачливого собеседника, в сердцах плюнуть в него, но тут же обнять и просить прощения. Подобные сцены не являлись, конечно, нормой поведения монарха, но они действительно случались. И кто знает, не были ли эти крики и плевки человека, родившегося наследником престо­ла, подавленного контролем воспитателей, местью или про­тестом за отсутствие у него нормального детства. Тем более что вообще-то Александр Николаевич умел прекрасно вла­деть собой, что он не раз доказывал и на охотах (однажды спас егеря, попавшего в лапы к медведю), и во время поку­шений террористов, и во время тушения многочисленных пожаров, случавшихся в Петербурге.

Так откуда же это бралось: шармерство и равнодушие к людям, острота мысли и апатия? Чтобы нащупать один из возможных ответов, обратимся к очередному наставлению-нотации, которыми Жуковский постоянно потчевал царст­венного воспитанника. «На том месте, — говорил учитель, — которое вы со временем займете, вы должны будете пред­ставлять из себя образец всего, что может быть великого в че­ловеке». Представляете, что происходило ежеднев­но, если не ежечасно? От наследника, сначала мальчика, по­том юноши постоянно требовали не просто хорошей учебы и приличного поведения, а образцовости, эталонности во всем. Для ребенка, да и для взрослого, такой груз неподъе­мен, психологически травмоопасен. Александр должен был всегда быть настороже, в полной готовности захватить паль­му первенства в учебе, танцах, гимнастических упражнениях, светской беседе, и ни в чем не ошибиться, не «засбоить». В юношестве стимулом для него была не столько внутренняя потребность к лидерству, сколько тщеславие учителей и ро­дителей, а также благоприобретенное желание угодить взрос­лым, избежать выговора или, еще хуже, разноса.

Страницы: 1 2 3 

Выводы
В интервью журналу "Роллинг стоунс" Клинтон, оценивая проведенную им в 1993 г. работу, отметил, что никакой благодарности ни со стороны средств массовой информации, ни со стороны общества он не получил за все то, что сделал для улучшения жизни американцев. Как считает Роджер Дэвидсон, политолог из Мэрилендского университета, ...

Второй период революции (24 июля 1908 – 13 апреля 1907 г.)
Характеризовался, с одной стороны, подъемом революционно-демократического движения народных масс, оживлением общественно-политической жизни страны, с другой – обострением политической борьбы за власть. Младотурки вели борьбу как против демократических элементов, стремившихся углубить революцию, так и против своих политических противник ...

Самоубийственная атака.
В таких условиях 1 сентября части КНА перешли в новое наступление, оказавшееся самоубийственной атакой против численно превосходящего, к тому же обороняющегося, противника. Замысел операции заключался в том, чтобы окружить основные силы противника в районе Тэгу с целью его уничтожения. В дальнейшем планировалось очистить весь Пусанский ...