Александр II: исторический портрет. Воспитание и характер императора
Страница 3

История » Александр II - исторический портрет » Александр II: исторический портрет. Воспитание и характер императора

«В великом князе, — растерянно свидетельствовал гене­рал, — совершенный недостаток энергии и постоянства; малейшая трудность или препятствие останавливает его и обессиливает. Не помню, чтобы когда-нибудь он чего-ни­будь желал полно и настойчиво. Малейшая боль, обыкновенный насморк достаточен, чтобы сделать его малоспособ­ным заняться чем бы то ни было . Ему случается провести час времени, в продолжение которого ни одна мысль не придет ему в голову; этот род совершенной апатии меня приводит в отчаяние .». Мердер, понятно, говорит здесь о не слишком частых минутах хандры, которая иногда нападала на наследника, потому что вообще-то, как отмечал во многих местах своего дневника генерал-воспитатель, его воспитанник рос энергичным и веселым мальчиком. Инте­ресно, а откуда генерал знал, что ни одна мысль не приходила в голову Александру во время его «транса», если ребе­нок в такие минуты практически ни с кем не разговаривал?

Другой чертой характера наследника, волновавшей вос­питателей, была его, как они это называли, «невыдержан­ность». Тот же Мердер вспоминал, как во время прогулки по реке Виельгорский, дурачась, неосторожно вел шлюпку и зачерпнул бортом воду. Великий князь так рассердился, что схватил Иосифа за шею и дал ему несколько пинков, преж­де чем вмешались воспитатели, сделавшие выговор наслед­нику. Уже став императором, Александр Николаевич мог накричать на незадачливого собеседника, в сердцах плюнуть в него, но тут же обнять и просить прощения. Подобные сцены не являлись, конечно, нормой поведения монарха, но они действительно случались. И кто знает, не были ли эти крики и плевки человека, родившегося наследником престо­ла, подавленного контролем воспитателей, местью или про­тестом за отсутствие у него нормального детства. Тем более что вообще-то Александр Николаевич умел прекрасно вла­деть собой, что он не раз доказывал и на охотах (однажды спас егеря, попавшего в лапы к медведю), и во время поку­шений террористов, и во время тушения многочисленных пожаров, случавшихся в Петербурге.

Так откуда же это бралось: шармерство и равнодушие к людям, острота мысли и апатия? Чтобы нащупать один из возможных ответов, обратимся к очередному наставлению-нотации, которыми Жуковский постоянно потчевал царст­венного воспитанника. «На том месте, — говорил учитель, — которое вы со временем займете, вы должны будете пред­ставлять из себя образец всего, что может быть великого в че­ловеке». Представляете, что происходило ежеднев­но, если не ежечасно? От наследника, сначала мальчика, по­том юноши постоянно требовали не просто хорошей учебы и приличного поведения, а образцовости, эталонности во всем. Для ребенка, да и для взрослого, такой груз неподъе­мен, психологически травмоопасен. Александр должен был всегда быть настороже, в полной готовности захватить паль­му первенства в учебе, танцах, гимнастических упражнениях, светской беседе, и ни в чем не ошибиться, не «засбоить». В юношестве стимулом для него была не столько внутренняя потребность к лидерству, сколько тщеславие учителей и ро­дителей, а также благоприобретенное желание угодить взрос­лым, избежать выговора или, еще хуже, разноса.

Страницы: 1 2 3