Введение

«Абсолютизм – это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху; он «издает законы, назначает чиновников, собирает и расходует народные деньги без всякого участия народа в законодательстве и в контроле за управлением» [35, С. 228].

Для абсолютной монархии характерны:

наличие сильного, разветвленного профессионального бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидация сословно-представительных органов и учреждений.

Все эти признаки были присущи и российскому абсолютизму. Однако у него были свои существенные особенности.

Если абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного права), то абсолютизм в России совпал с развитием

крепостничества.

Если социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с городами (вольными, имперскими), то российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство, служилое сословие.

Проблемы, связанные со становлением абсолютной монархии в России были исследованы в трудах Н.И. Павленко, А.С. Чистякова, А.Г. Брикнера, Д.Н. Альшица, Л.Н. Пушкарева и других историков.

Однако, предпосылки, сущность, последствия монархического правления, вопросы, связанные с периодизацией абсолютно-монархического периода истории России, до сих пор являются слабоизученными, часто становятся предметом дискуссии в научных исторических кругах. Была ли власть монарха в России поистине абсолютной, на какую идеологию она опиралась? Эти и другие интересные вопросы российской истории определили актуальность данного исследования.

Цель выпускной квалификационной работы – изучить генезис абсолютной монархии и проанализировать политико-правовую идеологию в России в период становления абсолютизма.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

ü проанализировать складывание условий для создания абсолютной монархии;

ü изучить процесс становления абсолютизма в эпоху Петра Великого;

ü рассмотреть особенности просвещенного абсолютизма Екатерины II;

ü на основе изучения исторических источников провести анализ политико-правовой идеологии периода развития абсолютизма.

Объектом данного исследования является история России.

Предмет – проблемы развития абсолютной власти в России XVI–XVIII вв.

В процессе работы над темой материала были использованы следующие методы исследования: метод теоретического анализа исторических источников XVI–XVIII в., метод синтеза, обобщения, конкретизации, сходства и различия.

Общие сведения о высшем образовании в России конца XIX начала XX века. Развитие системы высшего образования в царской России
К концу царствования Александра II в России было 8 университетов: в Петербурге, Москве, Киеве (университет св. Владимира), Харькове, Казани, Юрьеве (бывший Дерптский), Одессе (Новороссийский) и Варшаве. В 1888 г. в Сибири был открыт Томский университет. В 1909 г. открыт университет в Саратове, а в 1916 г. – в Перми. Варшавский университ ...

Русская гимназия в Турции
Революционные события и Гражданская война в России привели к тому, что тысячи наших соотечественников вынуждены были покинуть Родину и расселиться в десятках разных стран мира. Жизнь в эмиграции стала тяжелейшим испытанием для многих тысяч наших соотечественников, вынужденных покинуть Родину. После революции и гражданской войны тысячи ...

Знакомство Алексея Михайловича и Никона
На третий год после своего поставления, в 1646г. Никон, отправившись в Москву, явился с поклоном молодому царю Алексею Михайловичу. Царю до такой степени понравился кожеозерский игу­мен, что он велел ему остаться в Моск­ве, и, по царскому желанию, патриарх Иосиф по­святил его в сан архимандрита Новоспасского мо­настыря. Место это было о ...