Введение
«Абсолютизм – это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху; он «издает законы, назначает чиновников, собирает и расходует народные деньги без всякого участия народа в законодательстве и в контроле за управлением» [35, С. 228].
Для абсолютной монархии характерны:
наличие сильного, разветвленного профессионального бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидация сословно-представительных органов и учреждений.
Все эти признаки были присущи и российскому абсолютизму. Однако у него были свои существенные особенности.
Если абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного права), то абсолютизм в России совпал с развитием
крепостничества.
Если социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с городами (вольными, имперскими), то российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство, служилое сословие.
Проблемы, связанные со становлением абсолютной монархии в России были исследованы в трудах Н.И. Павленко, А.С. Чистякова, А.Г. Брикнера, Д.Н. Альшица, Л.Н. Пушкарева и других историков.
Однако, предпосылки, сущность, последствия монархического правления, вопросы, связанные с периодизацией абсолютно-монархического периода истории России, до сих пор являются слабоизученными, часто становятся предметом дискуссии в научных исторических кругах. Была ли власть монарха в России поистине абсолютной, на какую идеологию она опиралась? Эти и другие интересные вопросы российской истории определили актуальность данного исследования.
Цель выпускной квалификационной работы – изучить генезис абсолютной монархии и проанализировать политико-правовую идеологию в России в период становления абсолютизма.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
ü проанализировать складывание условий для создания абсолютной монархии;
ü изучить процесс становления абсолютизма в эпоху Петра Великого;
ü рассмотреть особенности просвещенного абсолютизма Екатерины II;
ü на основе изучения исторических источников провести анализ политико-правовой идеологии периода развития абсолютизма.
Объектом данного исследования является история России.
Предмет – проблемы развития абсолютной власти в России XVI–XVIII вв.
В процессе работы над темой материала были использованы следующие методы исследования: метод теоретического анализа исторических источников XVI–XVIII в., метод синтеза, обобщения, конкретизации, сходства и различия.
Общие сведения о высшем образовании в России
конца XIX начала XX века. Развитие системы высшего образования в
царской России
К концу царствования Александра II в России было 8 университетов: в Петербурге, Москве, Киеве (университет св. Владимира), Харькове, Казани, Юрьеве (бывший Дерптский), Одессе (Новороссийский) и Варшаве. В 1888 г. в Сибири был открыт Томский университет. В 1909 г. открыт университет в Саратове, а в 1916 г. – в Перми. Варшавский университ ...
Русская гимназия в
Турции
Революционные события и Гражданская война в России привели к тому, что тысячи наших соотечественников вынуждены были покинуть Родину и расселиться в десятках разных стран мира.
Жизнь в эмиграции стала тяжелейшим испытанием для многих тысяч наших соотечественников, вынужденных покинуть Родину. После революции и гражданской войны тысячи ...
Знакомство Алексея Михайловича и Никона
На третий год после своего поставления, в 1646г. Никон, отправившись в Москву, явился с поклоном молодому царю Алексею Михайловичу. Царю до такой степени понравился кожеозерский игумен, что он велел ему остаться в Москве, и, по царскому желанию, патриарх Иосиф посвятил его в сан архимандрита Новоспасского монастыря. Место это было о ...