Политическое богословие Мартина Лютера
Страница 2

История » Политические и правовые идеи Реформации » Политическое богословие Мартина Лютера

Из доктрин всесвященства и оправдания верой вытекала необходимость реформирования церкви. Церковь как отдельный от общества институт должна быть заменена всеобщим собором верующих, который будет назначать и смещать духовников. Сословие священников вместе со всеми его атрибутами (монастыри, особая церковная юрисдикция, монополия на отправление обрядов) подлежит упразднению. Пышные обряды и церковное убранство - излишни; церковное имущество должно быть конфисковано в пользу бедных.

Разграничение светской и духовной власти. Причину создания Богом государства Лютер видит в том, что большинство людей - не истинные христиане. «Поскольку весь мир зол, и среди тысячи едва ли найдешь одного истинного христианина, то люди пожирали бы друг друга, и некому было бы защитить женщин и детей, накормить их и поставить на службу Богу, и мир опустел бы. Вот почему Бог учредил два правления: духовное, которое образуют христиане и благочестивые люди при помощи святого духа, во главе с Христом, и светское, сдерживающее нехристиан и злых, заставляющее их, хотя бы против воли, сохранять внешний мир и спокойствие».

Духовная власть осуществляется посредством слова Божия и водительства Святого Духа. Мирская власть Бога осуществляется через князей, королей, магистратов посредством меча и гражданских законов. Эти власти друг другу не подчиняются, а только - Богу. Государство установлено для решения целей, которые церковь не может и не должна пытаться достичь. Задача светской власти - принудительное применение «внешней справедливости», надзор за соблюдением норм законов. В силу этого государство должно быть самостоятельно по отношению к церкви, во всех светских делах священники должны подчиняться государю наравне со всеми иными подданными.

Нормативные требования к государственной власти. С точки зрения Лютера, христианский правитель должен считать себя слугой Божьим, а не господином народа. Государственная власть - не привилегия, а бремя, возложенное на него Богом. Власть воспринимается Лютером как Божья служба лишь тогда, когда правитель не руководствуется своекорыстными интересами.

Как правило, светские правители - не лучшие образцы человеческой породы: « .с сотворения мира мудрый князь - птица редкая, и еще более редок князь благочестивый. Обыкновенно они либо величайшие глупцы, либо крупнейшие злодеи на земле; всегда нужно ждать от них наихудшего, редко - чего-либо хорошего». Но если правитель умен и благочестив - это добрый знак Божьей милости для страны[3].

Учитывая печальный политический опыт прошлого и настоящего, Лютер разрабатывает ряд требований к государственной деятельности. Исходной их посылкой является представление о власти как ремесле. Политика, как и ремесло, требует умений. В частности, правитель должен знать реальную обстановку в стране, планировать свои действия, и, сообразуясь с голосом разума (и волей Бога), определять, в каких случаях следует применять меры принуждения или убеждения.

И, наконец, правитель обязан помнить о том, что его власть небеспредельна. Границей деятельности государства является внутренний мир человека. Он находится вне пределов юрисдикции государства, « .душа . не во власти кесаря; не может он ее ни поучать, ни возглавить, ни умертвить, ни оживить, ни вязать, ни решать, ни судить, ни осудить, ни держать, ни отпустить, что, однако, должно было бы быть, если бы он обладал властью повелевать ею и диктовать ей законы; но он вполне может поступать так с телом, имуществом и честью, потому что они находятся под его властью».

Страницы: 1 2 3