Политическое богословие Мартина Лютера
Страница 1

История » Политические и правовые идеи Реформации » Политическое богословие Мартина Лютера

Главные идеологи Реформации - Лютер, Цвингли, Меланхтон, Кальвин - не оставили столь же, как Макиавелли, блестящих работ в области юриспруденции. Однако их влияние на формирование западноевропейской

модели государства было едва ли не большим, чем влияние великого флорентийца.

Основатель протестантизма, идеолог Реформации - Мартин Лютер (1483-1546) родился в семье рудокопа. Окончил Эрфуртский университет, получив ученую степень магистра богословия. Впоследствии преподавал в Виттенбергском университете. Более всего заботясь о спасении своей души, он поступил в августинский монастырь. Практика продажи индульгенций (отпущения грехов), общение с развращенным духовенством, особенно поразившее Лютера во время паломничества в Рим, стали толчком к переосмыслению им основных догматов христианства. Главные работы Лютера носят богословский характер, но в ряде своих статей он касается проблем государства и права: «К христианскому дворянству немецкой нации с целью исправления христианства», «О свободе христианина», «О рабстве воли»[2].

Наиболее заметное место среди его работ политико-правового плана занимает статья «О светской власти».

Доктрины всесвященства и оправдания верой. Мартин Лютер категорически отверг идею католицизма о двух несовпадающих мирах: мирян и священников. В действительности же: «Все христиане поистине духовного звания и между ними нет никаких различий, кроме как по роду занятия . мы все - одно тело; каждый его член занимается своим собственным делом, выполняя которое, он служит другим .У всех нас одно крещение, одно Евангелие, одна вера и все мы - равные христиане. Лишь крещение, Евангелие и вера делают нас духовными людьми и народом Христовым . Благодаря крещению мы все посвящаемся в священство». Таким образом, Лютер сформулировал важнейший принцип права Нового времени - идею равенства, равного достоинства людей. Правда, следует оговорить, что принцип равенства Лютер распространял только на христиан.

В практическом плане идея всесвященства означает следующее. Любой христианин способен напрямую, без посредников общаться с Богом, может не только читать (причем не на латыни, а на родном языке), но и толковать, и проповедовать Священное писание, совершать богослужение. Верующий, ведомый словом Божьим, более ни в каких рекомендациях не нуждается. Отношения с Богом каждый строит в соответствии со своей совестью, на которую не вправе посягать ни церковная, ни светская власть. Свобода совести - единственная сфера свободы человека, но зато она абсолютна.

«Действовать против нашей совести для нас и опасно, и невозможно. На этом я стою. И не могу иначе», - твердо заявил Мартин Лютер в ответ на предложение отречься от своих взглядов. Вторая важная составляющая богословского учения Лютера - доктрина оправдания верой. Спасение души, с его точки зрения, зависит не от выполнения человеком «добрых дел» (таинств, обрядов, приношений в пользу церкви, милостыни), а исключительно от веры в искупительную жертву Иисуса Христа. Вера даруется человеку непосредственно Богом; для веры в Бога не нужны никакие посредники в виде церкви и духовенства. Что же касается добрых дел, то они - следствие веры в Бога, а не путь к спасению.

Страницы: 1 2 3

На пути к власти. Под руководством доктора Сунь Ятсена
После начала антимонархической революции 1911 года в Китае Цзян Чжунчжэн возвратился из Японии на родину, где активно участвовал в революционных событиях, после которых Сунь Ятсен сначала стал временным президентом Китайской Республики, но вскоре был вынужден уйти с этого поста. И тогда неудачи революции вынудили Сунь Ятсена и многих ег ...

Идеология Гитлера – идеология нацизма
Государство Гитлера после 1933 года было идеологическим. Идеология была тем цементом, который скреплял и НСДАП, нацистскую партию, и вообще всех сторонников Гитлера – сперва их были тысячи, потом миллионы. Надо признать, что это была могучая идеология, и при этом в основе своей простая. Если на время отбросить многочисленные псевдофилос ...

Смута и её причины
Не смотря на довольно результативную внешнюю и внутреннюю политику, Россия все больше и больше вползала в смуту. В 1601 и 1602 гг. страну постигли сильные неурожаи. Невиданные размеры принял голод, свирепствовали эпидемия холеры. Три неурожайных года подряд (1601-1603) привели к голоду, до предела обострившему внутренне положение в стра ...