Политическое богословие Мартина Лютера
Страница 1

История » Политические и правовые идеи Реформации » Политическое богословие Мартина Лютера

Главные идеологи Реформации - Лютер, Цвингли, Меланхтон, Кальвин - не оставили столь же, как Макиавелли, блестящих работ в области юриспруденции. Однако их влияние на формирование западноевропейской

модели государства было едва ли не большим, чем влияние великого флорентийца.

Основатель протестантизма, идеолог Реформации - Мартин Лютер (1483-1546) родился в семье рудокопа. Окончил Эрфуртский университет, получив ученую степень магистра богословия. Впоследствии преподавал в Виттенбергском университете. Более всего заботясь о спасении своей души, он поступил в августинский монастырь. Практика продажи индульгенций (отпущения грехов), общение с развращенным духовенством, особенно поразившее Лютера во время паломничества в Рим, стали толчком к переосмыслению им основных догматов христианства. Главные работы Лютера носят богословский характер, но в ряде своих статей он касается проблем государства и права: «К христианскому дворянству немецкой нации с целью исправления христианства», «О свободе христианина», «О рабстве воли»[2].

Наиболее заметное место среди его работ политико-правового плана занимает статья «О светской власти».

Доктрины всесвященства и оправдания верой. Мартин Лютер категорически отверг идею католицизма о двух несовпадающих мирах: мирян и священников. В действительности же: «Все христиане поистине духовного звания и между ними нет никаких различий, кроме как по роду занятия . мы все - одно тело; каждый его член занимается своим собственным делом, выполняя которое, он служит другим .У всех нас одно крещение, одно Евангелие, одна вера и все мы - равные христиане. Лишь крещение, Евангелие и вера делают нас духовными людьми и народом Христовым . Благодаря крещению мы все посвящаемся в священство». Таким образом, Лютер сформулировал важнейший принцип права Нового времени - идею равенства, равного достоинства людей. Правда, следует оговорить, что принцип равенства Лютер распространял только на христиан.

В практическом плане идея всесвященства означает следующее. Любой христианин способен напрямую, без посредников общаться с Богом, может не только читать (причем не на латыни, а на родном языке), но и толковать, и проповедовать Священное писание, совершать богослужение. Верующий, ведомый словом Божьим, более ни в каких рекомендациях не нуждается. Отношения с Богом каждый строит в соответствии со своей совестью, на которую не вправе посягать ни церковная, ни светская власть. Свобода совести - единственная сфера свободы человека, но зато она абсолютна.

«Действовать против нашей совести для нас и опасно, и невозможно. На этом я стою. И не могу иначе», - твердо заявил Мартин Лютер в ответ на предложение отречься от своих взглядов. Вторая важная составляющая богословского учения Лютера - доктрина оправдания верой. Спасение души, с его точки зрения, зависит не от выполнения человеком «добрых дел» (таинств, обрядов, приношений в пользу церкви, милостыни), а исключительно от веры в искупительную жертву Иисуса Христа. Вера даруется человеку непосредственно Богом; для веры в Бога не нужны никакие посредники в виде церкви и духовенства. Что же касается добрых дел, то они - следствие веры в Бога, а не путь к спасению.

Страницы: 1 2 3

Первые законодательные меры закрепощения крестьян
XV в. в положении русского крестьянства характеризуется исследователями как переломный, когда феодалы и государство переходят в наступление на права и свободы крестьян. Одним из первых проявлений такого наступления, стала статья 57 Судебника 1497 г. Ивана III, которая ограничила право «отказа» крестьян от земли. Статья закрепляла один ...

Реформы Амир Низама
Под влиянием восстаний народных масс некоторые представители господствующего класса пытались путем реформ ослабить глубокий кризис, переживаемый феодальным Ираном. Инициатором этих реформ был назначенный новым шахом, Наср-эд-дином, великий визирь (глава правительства) Мирза Тагихан, получивший титул Амир Низама («князь армии»). Он был о ...

Суд
Не отвечал представлениям правительства о сильной центральной власти и независимый суд, учрежденный уставами 1864 г. «Судебная республика», по определению М.Н. Каткова, или «безобразие судов», как считал сам государь, были для либерального общества символом общественной и частной независимости. Правительство не устраивала «непокорность» ...