Первый период революции (3–24 июля 1908 г.)

История » Революция в Китае, Иране, Турции » Первый период революции (3–24 июля 1908 г.)

Характеризовался активной подготовкой и организацией вооруженного восстания в Македонии и восстановлением в стране конституционного режима.

Победу революции во многом обеспечила армия. Она, служившая ранее опорой абдулхамидовскому режиму, встала на сторону революции. Офицерам мектебли, составлявшим ядро комитета "Единение и прогресс", удалось использовать недовольство солдат и повести их за собой, объединить оппозиционные силы Османской империи в борьбе против монархии.

Опираясь главным образом на офицерство, младотурки подняли в июле 1908 вооруженное восстание, заставившее султана Абдул-Хамида II восстановить действие конституции 1876 и созвать парламент (Младотурецкая революция 1908). Однако своей политикой, направленной на ограничение революции, младотурки облегчали выполнение замыслов внутренней и внешней реакции.

23 июля 1908 г. революционные отряды вступили в Солоники, Монастырь и другие большие города Македонии. Комитет "Единение и прогресс" отправил султану телеграмму с требованием издать в трехдневный срок соответствующий "праде" (указ) о восстановлении конституции.

Абдул Хамиду II пришлось смириться еще до истечения срока ультиматума. В ночь на 24 июля был подписан указ о восстановлении конституции и производстве выборов в палату депутатов, и утром население Стамбула узнало об этом. Для большинства жителей столицы известие оказалось совершенно неожиданным. По свидетельству очевидцев, первые покупатели утренних газет, увидев напечатанное в них слово "конституция", стремительно выбрасывали их, так как боялись, что имеют дело с очередной провокацией султанских шпионов.

Так совершилась почти бескровная младотурецкая революция. Иностранных наблюдателей она поразила "своей внезапностью и своим мирным характером". С точки зрения внешнего хода событий это определение верно. Но необходимо иметь в виду, что быстрота и "бескровность" проистекали в данном случае не из силы революции, а из того потрясающего развала, к которому пришел прогнивший абдулхамидовский режим. Младотурецкая революция сама по себе была ограниченной, верхушечной революцией.

Это не замедлило сказаться: младотурки не захотели разрушить "старую" государственную машину. Абдул Хамид II остался на троне, и "Веска" младотурецкой революции проходила в условиях своеобразного двоевластия.

Восстановление конституции привело Турцию к своеобразному двоевластию. Младотурки по причине своей непоследовательности и нерешительности, порожденной экономической и политической слабостью турецкой национальной буржуазии, не создали в результате победы революционного правительства и не взяли в свои руки всю полноту власти. Они пошли на компромисс с традиционными клерикальными элементами, сохранив формально в их руках власть.

"Младотурки выступили в роли "контролеров" и "блюстителей" конституции, сосредоточив в своих руках фактическую власть. Под их давлением около двух третей чиновничества административного аппарата на местах либо вынуждены были подать в отставку, либо были уволены. В ряде вилайетов (Эрзерум, Трапензунд, Хиджаз, Бейрут, Адане и др.) были смещены губернаторы. Оставив султана на престоле, младотурки постепенно отстранили его от решения основных вопросов внутренней политики, установив свой контроль за деятельностью правительства и местных властей.

Своеобразное двоевластие свидетельствовало о слабости революции и облегчало реакции борьбу против младотурок."

Леонид Витальевич Канторович
Русский экономист Леонид Витальевич Канторович родился в 1912 г. в Санкт-Петербурге, Россия. Русская революция началась, когда ему было пять лет, во время гражданской войны его семья бежала на год в Белоруссию. В 1922 г. умер его отец, Виталий Канторович, оставив сына на воспитание матери, урожденной Паулины Сакс. Канторович проявлял и ...

Законодательное закрепление положения студентов
В 1819 году положение студентов было законодательно оформлено. Появились ученые степени действительного студента, кандидата, магистра и доктора. Действительным студентом назывался тот, кто окончил университетский курс и получил аттестат. Студент, окончивший курс и представивший на факультет письменное сочинение, получал степень кандидат ...

Начало войны и успехи Северной Кореи. Переговоры Ким Ир Сена в Пекине.
В мае 1950 г. корейская делегация во главе с Ким Ир Сеном на переговорах в Пекине заручилась поддержкой со стороны Мао Цзэдуна. Ким Ир Сен сообщил Мао, что в КНДР1 разработан трехэтапный план вторжения на Юг: на первом предполагалось сосредоточить войска для внезапного нападения на Юг; на втором - выдвинуть предложение о мирном воссоеди ...