Разрушение политического единства Киевского государства
Страница 4

История » Древнерусское государство (IX-начало XII вв) » Разрушение политического единства Киевского государства

Владимир Мономах ознаменовал свое княжение важнейшими мерами в области социального законодательства. Принятый при нем закон устанавливал максимальный процент по займам и предотвращал обращение в полное рабство полузависимых людей, отрабатывавших свой долг у заимодавца. Так, в результате дополнений и переработки Краткой редакции «Русской Правды» сложилась ее Пространная редакция. Она включила в свой состав «Устав (закон) Владимира Мономаха», касавшийся взимания процентов (рез) по займам, и законодательство о закупах, смягчавшее их положение и дававшее им право жаловаться князю на обиды со стороны их господина. Новые законы были приняты под влиянием событий 1113 г. — киевского восстания против ростовщиков-евреев и корыстной администрации города — тысяцкого Путяты и сотских.

В годы княжения Владимира Мономаха наблюдался расцвет культуры. Была составлена первая русская летопись «Повесть временных лет», куда вошло «Поучение к детям» Владимира Мономаха — яркий социально-политический документ его эпохи. «Поучение» рисует образ добродетельного князя в духе религиозных требований его времени. Про себя он говорит, что «худого смерда и убогой вдовицы не дал сильным обидеть». Князь за свою жизнь совершил 83 больших похода. Его любимым занятием была охота. Описывая свою боевую и охотничью жизнь, Мономах наставлял сыновей личным примером: «И с коня много падал, — говорит он о себе, — голову свою разбивал дважды, и руки и ноги свои повреждал в юности, не жалея жизни своей, не щадя головы своей».

Сын Владимира Мономаха Мстислав I (1125—1132) пытался продолжать дело отца в плане поддержания политического единства русских земель под главенством Киева. Как и отец, он вел войну с половцами, совершил удачные походы на Литву, окончательно ликвидировал независимость Полоцкого княжества. Его правление осложнилось большим голодом 1128 г., захватившим Новгородскую, Суздальскую, Смоленскую, Полоцкую и Псковскую земли. После его смерти усобицы возобновились с новой силой.

Итак, Владимиру Мономаху и Мстиславу I удалось приостановить распад Киевского государства лишь на короткое время. Причина его заключалась не в политике киевских князей, а в новых условиях, возникших в результате развития феодальных центров на местах. Единое Киевское государство уходило в прошлое. Оно оказало большое влияние на последующую историю всех населявших его народов. Недаром К. Маркс его значение для народов Восточной Европы сравнивал со значением империи Карла Великого для народов Западной Европы. Как империя Карла предшествовала образованию нынешних Франции, Германии и Италии, так и государство Рюриковичей привело к образованию Московии, Польши, Литвы и прибалтийских стран. Киевская Русь была крупнейшей державой Европы. Со многими государствами она находилась в тесных династических связях. Уровень ее социально-политического развития в целом соответствовал общеевропейскому. Европейская цивилизация — городская. Русь также развивалась в этом направлении, скандинавские источники называли ее Гардарикой — страной городов. Широкие династические, экономические, политические, культурные связи Руси позволяют причислить ее всецело к европейской цивилизации. «Русская Правда» свидетельствует о высоком уровне правового сознания Руси и его тесной связи с византийским законотворчеством.

Наряду с наличием общих тенденций с Европой Древняя Русь демонстрировала и своеобразие черт развития. По сравнению с Европой слабее были выражены процессы социально-классовой дифференциации. Вотчина не играла ведущей роли в экономике Древней Руси и держалась преимущественно на труде рабов и полусвободных. Государственная власть строилась на договорных началах князей и земель в лице их органов народного самоуправления — вече. Знать не располагала еще силой для подчинения этого института своей власти. Но уже вече утрачивало главенствующую роль, хотя еще очень долго существовало как политический институт. При обилии городов на Руси характер их отличался от западноевропейских. Там города складывались как центры ремесла, торговли, культуры. На Руси они играли такую же роль, но прежде всего были центрами политической консолидации, к которой тяготела округа. Городская демократия носила ограниченный характер. Из ее среды исключались женщины и рабы. Под влиянием опасности со стороны кочевников сложилась традиция всеобщего вооружения народа — народного ополчения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Дальнейшее развитие событий
Цинский двор был застигнут врасплох учанским восстанием и волной революционного подъема. Маньчжуры оказались не в состоянии контролировать ситуацию. За помощью двор решил обратиться к известному, но уже опальному китайскому сановнику Юань Шикаю, игравшему большую политическую роль в Китае в конце XIX—начале XX в., хорошо известному запа ...

Север
В северных и северо-западных землях было два главных племени: кривичи и словене. Кривичи заселяли верховья Днепра, Западную Двину и Волгу, контролируя таким образом важное пересечение речных путей. Словене, двигаясь на север от среднего Днепра, вероятнее всего, достигли берегов озера Ильмень не позднее шестого века, а город Новгород сущ ...

Разрешение спора двух государей
2 Ноября 1666 года для рассмотрения дела Никона в Москву приехали александрийский патриарх Паисий и антиохийский Макарий. После первых церемоний и угощений они предварительно занялись исследованием дела, которое им предстояло решить. В помощь им были назначены два архиерея, Павел Крутицкий и Иларион рязанский и Паисий Лигарид, который с ...