Реформы 1992-1998 гг. - их экономические и социальные последствия
Страница 3

История » Реформы 1992-1998 гг. - их экономические и социальные последствия

С 1992 г. в России началось проведение экономических реформ, целью которых была замена государственной собственности частной и установление рыночных отношений. Форсированное осуществление рыночных преобразований вызвало противостояние между законодательной и исполнительной властью — Верховным Советом и президентом. Если август 1991 г. нанес сокрушительный удар по КПСС и всему коммунистическому режиму, то октябрь 1993 г. подвел черту под властью Советов. Принятие Конституции РФ 1993 года завершило в основном политическую реформу в РФ и создало правовые основы новой постсоветской государственности.

Стабилизация финансового рынка. События в Чечне. В условиях "галопирующей" инфляции правительство В. С. Черномырдина своей первоочередной задачей провозгласило стабилизацию финансового рынка. К 1996 г. с помощью внутренних и внешних займов эта задача была в целом решена — уровень инфляции удалось снизить. Цены на товары перестали "нестись вскачь", как это было начиная с 1992 года. Однако финансовое положение страны не обрело прочности: происходил быстрый рост государственного долга; приходилось выплачивать высокие проценты по государственным обязательствам; коммерческие банки предпочитали вкладывать деньги не в производство, а в финансовые операции; многие люди, не надеясь на устойчивость рубля, переводили свои сбережения в доллары. Одной из самых острых проблем для страны стал сбор налогов. Государственная власть столкнулась с массовым уклонением от налогообложения как организаций, так и отдельных лиц. После распада СССР на постсоветском пространстве продолжали обостряться этнополитические конфликты. Гражданские войны на национальной основе охватили часть территории Закавказья (Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия), национальный вопрос остро встал в Молдавии (районы проживания гагаузов, Приднестровье). Сложная ситуация складывалась и в многоэтнической Российской Федерации. Несмотря на то, что русские составляли почти 82% ее населения, обилие автономий .разного уровня (республики, области, округа) в условиях становления новой государственности и роста сепаратизма создавало реальную угрозу целостности России. Наибольшую опасность для единства страны представляли события в Чечне. В начале сентября 1991 г. председатель исполкома Общенационального конгресса чеченского народа, генерал в отставке Д. Дудаев, используя рост сепаратистских настроений, взял власть в Чечне в свои руки. Осуществленный им насильственный роспуск Верховного Совета Чечено-Ингушской республики сопровождался захватом телецентра, дома радио, аэропорта, блокированием вооруженными людьми центра Грозного. По сути дела, произошел государственный переворот в масштабах автономной республики и сепаратистское восстание в масштабах СССР. После избрания Дудаева президентом 1 ноября 1991 г. была провозглашена независимость Чеченской республики. Заявление Верховного Совета РФ о незаконности избрания Дудаева президентом и указ Б. Н. Ельцина о введении чрезвычайного положения на территории Чечни (вскоре отмененный) не смогли предотвратить ее фактического выхода из состава РСФСР. Новое положение Чечни было закреплено принятием в марте 1992 г. конституции самопровозглашенной республики Ичкерия.

Национальный состав населения Российской Федерации (по данным 1989 г.)

Народы

Численность

% к общей сумме

Народы

Численность

% к общей сумме

Русские

120 000 000

81,5

Азербайджанцы

336 000

0,2

Татары

5 522 000

3,8

Кумыки

277 000

0,2

Украинцы

4 363 000

3,0

Лезгины

257 000

0,2

Чуваши

1 774 000

1,2

Ингуши

215 000

0,1

Башкиры

1 345 000

0,9

Тувинцы

206 000

0,1

Белорусы

1 206 000

0,8

Молдаване

173 000

0,1

Мордва

1 073 000

0,7

Калмыки

166 000

0,1

Чеченцы

899 000

0,6

Цыгане

153 000

0,1

Немцы

842 000

0,6

Карачаевцы

150 000

0,1

Удмурты

715 000

0,5

Коми-пермяки

147 000

0,1

Марийцы

644 000

0,4

Грузины

131 000

0,1

Казахи

636 000

0,4

Узбеки

127 000

0,1

Аварцы

544 000

0,4

Карелы

125 000

0,1

Евреи

537 000

0,4

Адыгейцы

123 000

0,1

Армяне

532 000

0,4

Корейцы

107 000

0,1

Буряты

417000

0,3

Лакцы

106000

0,1

Осетины

402000

0,3

Прочие народы (насчитывавшие менее 100000 человек)

Около 1470000

Около 0,1

Кабардинцы

386000

0,3

Якуты

380000

0,3

Даргинцы

353000

0,2

Всего:

147000000

100

Коми

336000

0,2

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Внутренняя политика Александра I в первой четверти XIX века.
В первые годы своего правления Александр I начал осуществ­лять либеральные преобразования: отменил все непопулярные для дворян меры; смягчил цензуру; вместо коллегий были учреждены министерства; законосовещательным органом стал Государственный Совет; Сенат превратился в высший судебный и контрольный орган империи; увеличилось числ ...

Реформы государственного управления:
Появление нового государственного учреждения или изменение административно-территориального управления страной диктовалось ведением войн, которое требовало значительных финансовых ресурсов и мобилизации населения. Унаследованная Петром I система власти не позволяла собрать достаточно средств на реорганизацию и увеличение армии, постройк ...

Ранняя этническая история народов восточной европы
Лингвисты считают, что заселившие Европу 10 - 12 тысячелетий назад первобытные племена говорили на языках, восходящих к относительно единой языковой семье, условно называемой ностратической. Однако по мере расселения племен стало нарастать языковое отчуждение. Из ностратической семьи выделилась индоевропейская семья языков, в которую во ...