Реформы 1992-1998 гг. - их экономические и социальные последствия
Страница 2

История » Реформы 1992-1998 гг. - их экономические и социальные последствия

Кризис августа 1993 года. Конституция РФ. Президент и Верховный Совет: противостояние властей. В ходе осуществления экономических реформ, анализа их противоречивых результатов выработались два основных подхода к перспективам преобразований. В основе первого (радикально-реформаторского) лежал расчет на то, что частная собственность и свободный рынок товаров и услуг в течение относительно небольшого периода времени сами по себе способны породить эффективную экономическую систему. Представители второго (эволюционного) подхода выступали за медленное и осторожное преобразование экономики с сохранением рычагов ее регулирования и ведущих отраслей (производств) в руках государства. В этом случае реформы могли растянуться на длительное время, что не соответствовало настроениям и ожиданиям значительной части населения. Но в то же время на фоне резкого падения уровня жизни многие люди перестали доверять президентской "команде". Радикальные реформы породили оппозицию не только в обществе, но и в органе законодательной власти — Верховном Совете, который ранее во всем поддерживал президента. Многие народные депутаты (в том числе и председатель Верховного Совета экономист Р. И. Хасбулатов) выступали за эволюционный путь реформирования экономики и государственного строя, за государственное регулирование рыночных отношений в течение переходного периода. С апреля 1992 г. вплоть до осени 1993 г. конфликт двух ветвей власти — исполнительной и законодательной — приобретал непрерывный характер. Критики президента имели в Верховном Совете большинство голосов, курс радикальных реформ поддерживало менее четверти народных депутатов. В декабре 1992 г. президент и VII Съезд народных депутатов выступили с прямыми обращениями к гражданам России, в которых обвинили друг друга в нарушении Конституции. Благодаря вмешательству председателя Конституционного суда был достигнут компромисс: президент и съезд обязались разрешать все спорные вопросы исключительно конституционным путем, по основным же принципам новой конституции (президентская или парламентская республика) решено было провести референдум. Формирование нового правительства (уже без Гайдара) было поручено В. С. Черномырдину (он возглавлял правительство вплоть до весны 1998 г.). Но буквально через несколько месяцев конфликт двух ветвей власти обострился вновь. Сохранение в стране власти Советов (от местных низовых до Верховного) стало преподноситься Ельциным как главное препятствие для развития демократии и реформ, проводимых правительством. 21 сентября 1993 г. вышел президентский указ "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации". Согласно этому документу прекращалась деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета до начала работы нового двухпалатного парламента, который предстояло избрать 12 декабря того же года. К этому сроку планировалось подготовить проект новой конституции России. Вся власть временно сосредотачивалась в руках президента и подотчетного ему правительства. В ответ был срочно созван внеочередной Съезд народных депутатов, расценивших действия Ельцина как государственный переворот. Они приняли решение отстранить его с поста президента. Президентская присяга была принята вице-президентом А. В. Руцким. Таким образом, разразившийся в стране политический кризис привел к возникновению двух центров власти. Их резиденциями и одновременно символами стали Кремль и здание Верховного Совета — Белый дом. Ельцин, обладавший, в отличие от Съезда народных депутатов и Верховного Совета, реальными рычагами власти, приступил к организации блокады Белого дома. 2 и 3 октября между сторонниками парламентской оппозиции и милицией произошли столкновения, в результате которых Белый дом был разблокирован. Затем по призыву Руцкого оппозиционеры захватили здание московской мэрии, Хасбулатов призывал их идти на Кремль. Главным событием 3 октября стал вечерний штурм телецентра "Останкино", отраженный силами верного президенту спецназа. На следующий день, 4 октября, военные подразделения захватили Белый дом. Руцкой, Хасбулатов и другие руководители парламентской оппозиции были арестованы (в дальнейшем их освободили по амнистии). Победа президента над Верховным Советом и намеченные на 12 декабря 1993 г. выборы привели к перегруппировке политических сил. Первыми извлекли уроки из политического кризиса сторонники радикальных либеральных реформ. Они сплотились, создав избирательный блок "Выбор России", который возглавил Е. Т. Гайдар. Блок развернул агитационную кампанию под девизом "Свобода, собственность, законность". В среде приверженцев либерального реформаторства образовался и оппозиционный избирательный блок "Яблоко". Его лидером стал экономист Г. А. Явлинский критиковавший "гайдаровский" курс реформ и предлагавший свою программу преобразований. "Выбор России", "Яблоко" и другие родственные им по идеологии общественные движения, избирательные блоки, партии составили правую часть политического спектра. В левой, оппозиционной по отношению к исполнительной власти части политического спектра ведущее место заняла возглавляемая Г. А. Зюгановым Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ). Ее восстановительный (II чрезвычайный) съезд состоялся в феврале 1993 года. Декларируя марксистские основы своих взглядов, "постсоветские" коммунисты признали частную собственность и рыночные отношения в качестве элементов многоукладной экономики и заявили о необходимости осуществлять свой политический курс в рамках конституционного порядка. Наряду с КПРФ действовали и другие коммунистические партии и движения, как правило, более радикальные. Идеологически близкой к КПРФ была аграрная партия, нацеленная на работу с сельским населением. Она выступала против частной собственности на землю и за поддержку коллективных форм хозяйства. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в нижнюю палату Федерального Собрания — Государственную думу. Они проводились на основе сочетания двух систем: одна половина депутатов избиралась по мажоритарной системе (в депутаты проходит кандидат, собравший большинство голосов в округе), а другая — по пропорциональной (пропорционально количеству голосов, поданных за тот или иной партийный список). Выборы по партийным спискам принесли сюрприз: на первое место неожиданно вышла либерально-демократическая партия России (ЛДПР). Она была основана В. В. Жириновским еще в период "перестройки", в 1990 г., как партия вождистского типа. Ее лидер, имевший опыт участия в президентских выборах 1991 г. и обладавший агитаторскими способностями, умело провел избирательную кампанию и сумел увлечь часть "протестного" электората. Блок "Выбор России", на который причастные к власти либералы возлагали большие надежды, по партийным спискам занял второе место. Однако по общему числу депутатов, с учетом результатов и по мажоритарной системе, этот блок смог создать самую многочисленную думскую фракцию. В целом Дума, избранная на два переходных года, по своему составу склонялась к сдержанной оппозиционности по отношению к президенту и правительству. Одновременно с выборами в Федеральное Собрание, 12 декабря 1993 г., был проведен референдум по проекту новой Конституции РФ, разработанному ближайшим окружением президента. В поддержку проекта высказались 58,4% участников голосования. Таким образом, впервые в истории страны конституция была принята на референдуме, а не высшими органами государственной власти. Конституция провозгласила Россию демократическим федеративным правовым государством. В документе устанавливается принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Главой государства и гарантом конституции объявляется президент. Он же определяет основные направления внутренней и внешней политики и является Верховным главнокомандующим. Президент предлагает Государственной думе кандидатуру председателя правительства. В случае троекратного отказа утвердить выдвигаемые президентом кандидатуры Дума подлежит роспуску. Все законы, принимаемые Думой, должны быть одобрены верхней палатой парламента — Советом Федерации, а затем утверждены президентом. При этом он может отклонить законопроект, т. е. использовать право вето. Благодаря такой персонифицированной концентрации власти Российская Федерация превращалась в президентскую республику, с самыми широкими полномочиями главы государства. Другой особенностью новой конституции является учреждение сильной по отношению к Центру выборной региональной власти (президенты национальных республик, губернаторы, главы городов и районов).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Расцвет Древнерусского государства (конец X - середина XII вв.). Ярослав Мудрый. "Русская правда". Политическая борьба на Руси. Межкняжеские распри. Владимир Мономах
После гибели Святослава,князем стал его старший сын Ярополк,его брат Олег получил древлянскую землю,а третий сын Владимир получил Новгород,в результате междоусобиц между братьями,980Владимир стал великим князем. Владимир укрепил границы Руси и расширил их. Владимир предпринял попытки превратить языческую религию в государственную.в Кие ...

Основные направления внутренней политики Николая I. Расширение геополитического пространства России на Кавказе. Восточная (Крымская) война, основные этапы, события, итоги
Время правления Николая I было эпохой резких противоречий в русской жизни. Веками сложившийся строй государственных и общественных отношений господствует по-прежнему. А экономическая, политическая, духовная жизнь страны бьется в этих старых рамках, которые становились все более тесными. Оснований для подобного вывода предостаточно. Жест ...

Последние приготовления Северной Кореи.
Командование северокорейской армии, со своей стороны, также активно претворяло в жизнь план вторжения в Южную Корею. В целях оперативной маскировки предстоящей операции было разыграно крупное войсковое учение, которым удалось притупить бдительность гожнокорейцев и американцев. В ходе учения было осуществлено сосредоточение войсковых гру ...