Заключение
Страница 1

Какова же роль религии в образовании и становлении Российской государственности?

Понятно, что религия является одним из важнейших факторов в социальном регулировании. Она консолидирует вокруг себя общество, освящает и сакрализует государственную власть, развивает морально-нравственные императивы общества. «История показывает, что государственное разрушение религии неизбежно влечет нравственную деградацию общества и никогда не приносит пользы праву и правовому порядку, ибо в конечном счете и праве и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, в этом основа их взаимодействия»[9].

Язычество, зародившееся в недрах родоплеменного первобытного общества, было теснейшим образом связано с окружающей человека природной и социальной средой. Поэтому пантеон богов, сложившийся в язычестве, был тесным образом связан с выполняемыми родом и племенем хозяйственными функциями. С усложнением общественных отношений и социальной структуры общества, произошедшее в поздней первобытности и с образованием этнически неоднородного государства язычество как религиозная система оказалось неспособно идеологически объяснить и обосновать происходящие перемены, а также объединить общество перед новым вызовом социальной среды. В IX–X веках власть и общество приобретали раннефеодальный характер, тогда как духовные и нравственные отношения все еще выстраивались в соответствии с уходящими родоплеменными отношениями.

Глубже всего этот разрыв понял князь Владимир. Первоначально Владимир пытался преодолеть это противоречие между новыми социальными запросами общества и старыми религиозными формами в рамках старой религии путем ее своеобразной модернизации. Религиозная реформа 980 года имела задачу реорганизацию язычества с целью придания ему более широкого общественно – политического звучания. Утверждение в качестве общерусского культа «дружинного бога» Перуна как первого среди славянских богов должно было упрочить идеи самодержавия, целостности государства, национального единства и противостоять идеям узкоплеменного сепаратизма. Реформа не достигла своей цели, так как простое административное выдвижение, не связанное с глубинным народным сознанием, каких-то богов на первое место в языческом славянском пантеоне, последующее закрепление за ними приоритетных социальных функций, не могло повлечь за собой автоматического пересмотра системы ценностей и способа познания мира у всего общества в целом. Религиозное реформирование подобными методами не превращало язычество в социальный интегратор и регулятор общественных отношений, так как язычество, зародившееся в недрах первобытного сознания и способствовавшее более четкому разделению в сознании человека мира и общества на пары «свой – чужой», «друг – враг», и уже в силу своего происхождения изначально лишено того универсализма, который был присущ христианству.

Итак, почему же при князе Владимире произошел отказ от язычества и какова была роль в становлении Древнерусского государства?

В рамках язычества Русь замыкалась в самой себе и как бы вырывала себя из мирового политического процесса, что было крайне невыгодно для правящей элиты в частности и для всего государства в целом. Принятие христианства, по мысли А.В. Карташева: «…породила и осмыслила идею всеобщности, вселенскости, причастности к всемирной истории, сознательно оттолкнувшись от обветшалых национализмов»[10]. Все это будет во вей своей яркости продемонстрировано будущем развитием русской истории.

Страницы: 1 2 3

Современные тенденции и проблемы развития государства и права Российской Федерации.
Я могу выделить несколько основных тенденций и проблем развития государства и права РФ (как правило, негативных). На самом деле их гораздо больше, но узкие рамки данной работы не позволяют комплексно рассмотреть все тенденции и проблемы. 1. В реальной жизни повсеместно нарушаются права и свободы граждан (и не только в нашей стране, а в ...

Контрреформы Александра III. Образование
Новый министр народного образования И.Д. Делянов делал все возможное, чтобы ограничить само «народное образование». Получив поддержку Делянова, обер-прокурор Синода Победоносцев по правилам 13 июня 1884 г. подчинил церковному ведению «школы грамоты» - низшие начальные учебные заведения. Победоносцев неоднократно замахивался и на земские ...

Глава 32
Современники рейхсканцлера Германии О. фон Бисмарка, согласно свидетелям, слышали от него такие слова: «Против демократов помогают только солдаты». Как складывались отношения Бисмарка с демократическими общественными организациями Германии? Действительно ли рейхсканцлер ориентировался только на насилие? Поскольку Германская империя был ...