Заключение
Страница 1

Какова же роль религии в образовании и становлении Российской государственности?

Понятно, что религия является одним из важнейших факторов в социальном регулировании. Она консолидирует вокруг себя общество, освящает и сакрализует государственную власть, развивает морально-нравственные императивы общества. «История показывает, что государственное разрушение религии неизбежно влечет нравственную деградацию общества и никогда не приносит пользы праву и правовому порядку, ибо в конечном счете и праве и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, в этом основа их взаимодействия»[9].

Язычество, зародившееся в недрах родоплеменного первобытного общества, было теснейшим образом связано с окружающей человека природной и социальной средой. Поэтому пантеон богов, сложившийся в язычестве, был тесным образом связан с выполняемыми родом и племенем хозяйственными функциями. С усложнением общественных отношений и социальной структуры общества, произошедшее в поздней первобытности и с образованием этнически неоднородного государства язычество как религиозная система оказалось неспособно идеологически объяснить и обосновать происходящие перемены, а также объединить общество перед новым вызовом социальной среды. В IX–X веках власть и общество приобретали раннефеодальный характер, тогда как духовные и нравственные отношения все еще выстраивались в соответствии с уходящими родоплеменными отношениями.

Глубже всего этот разрыв понял князь Владимир. Первоначально Владимир пытался преодолеть это противоречие между новыми социальными запросами общества и старыми религиозными формами в рамках старой религии путем ее своеобразной модернизации. Религиозная реформа 980 года имела задачу реорганизацию язычества с целью придания ему более широкого общественно – политического звучания. Утверждение в качестве общерусского культа «дружинного бога» Перуна как первого среди славянских богов должно было упрочить идеи самодержавия, целостности государства, национального единства и противостоять идеям узкоплеменного сепаратизма. Реформа не достигла своей цели, так как простое административное выдвижение, не связанное с глубинным народным сознанием, каких-то богов на первое место в языческом славянском пантеоне, последующее закрепление за ними приоритетных социальных функций, не могло повлечь за собой автоматического пересмотра системы ценностей и способа познания мира у всего общества в целом. Религиозное реформирование подобными методами не превращало язычество в социальный интегратор и регулятор общественных отношений, так как язычество, зародившееся в недрах первобытного сознания и способствовавшее более четкому разделению в сознании человека мира и общества на пары «свой – чужой», «друг – враг», и уже в силу своего происхождения изначально лишено того универсализма, который был присущ христианству.

Итак, почему же при князе Владимире произошел отказ от язычества и какова была роль в становлении Древнерусского государства?

В рамках язычества Русь замыкалась в самой себе и как бы вырывала себя из мирового политического процесса, что было крайне невыгодно для правящей элиты в частности и для всего государства в целом. Принятие христианства, по мысли А.В. Карташева: «…породила и осмыслила идею всеобщности, вселенскости, причастности к всемирной истории, сознательно оттолкнувшись от обветшалых национализмов»[10]. Все это будет во вей своей яркости продемонстрировано будущем развитием русской истории.

Страницы: 1 2 3

Нашествие Батыя на Русь. Героическое сопротивление русского народа. Установление ига Золотой Орды. Основные точки зрения на взаимоотношения Руси и Орды в XIII-XV вв.
1237-1241 гг. русские земли подверглись удару со стороны Монгольской империи, завоевавшую огромную территорию от Тихого океана до Центральной Европы. После походов на Северо-Восточную и Южную Русь монгольского войска под командованием внука основателя империи-Чингисхана-Батыя установилось так называемое монголо-татарское иго. Русские кн ...

Начало феодальной раздробленности на Руси
Обособление русских княжеств, начавшееся во второй половине XI в., завершилось после смерти Мстислава Владимировича. Со второй трети ХII в. Русь вступила в стадию феодальной раздробленности. Ее кульминация пришлась на ХII—ХIII вв. В ХIV столетии с усилением Московского княжества политическая децентрализация Руси постепенно слабеет и ко ...

Политические репрессии в Казахстане
Массовые политические репрессии — одна из самых мрачных страниц в истории Казахстана. Советская власть практически превратила республику в тюремно-лагерный застенок, разместив на ее территории самые крупные лагеря — Карлаг, Степлаг, АЛЖИР, а также другие структуры ГУЛАГа — Главного управления лагерей. Официальная статистика свидетельств ...