Аграрные отношения

В основе господствовавших в Иране феодальных отношений лежала феодальная собственность на землю. Как и в Индии, верховным собственником всей земли, воды, скота и т. п. считался шах. Однако фактически в распоряжении шаха находился лишь его домен, доходы с которого непосредственно шли на содержание двора, войска, центрального правительственного аппарата. Большинство же земель было ленными владениями феодалов (в конце XVIII — начале XIX в. владение ленами все меньше и меньше связывалось с несением службы шаху). По сути дела, к этой же категории относились и земли кочевых племен, которыми распоряжались ханы племен. Довольно значительную часть земли составляли вакуфы, формально принадлежавшие мечетям и святым местам, но фактически находившиеся в распоряжении духовенства.

Помимо этих основных земельных владений были еще земли мульк, считавшиеся частной собственностью помещиков, а иногда и купцов. Владение этими землями не было связано с какими-либо вассальными обязанностями по отношению к шаху. Незначительная часть земель еще оставалась частной собственностью других категорий землевладельцев, в отдельных случаях крестьян.

На землях всех категорий крестьяне подвергались тяжелой феодальной эксплуатации. Действовало правило, по которому урожай, собранный крестьянином-арендатором, делился на пять долей. Четыре доли распределялись в зависимости от принадлежности земли, воды, семян, рабочего скота. Пятая шла на возмещение труда крестьянина. Крестьянин отдавал помещику от трех до четырех пятых урожая. Кроме того, крестьяне несли в пользу ханов-помещиков различные натуральные повинности, платили многочисленные налоги.

Формально крестьянин считался свободной личностью, но долговая кабала, недоимки, неограниченная власть ханов делали его закрепощенным и лишали возможности менять место жительства. Бежавших крестьян силой возвращали на старые места. Жестокая эксплуатация приводила к нищете и разорению крестьян и упадку сельского хозяйства.

Как и в других странах Азии, в Иране крестьяне зачастую сочетали земледелие с домашним ремеслом, занимаясь ткачеством, ковровым делом и т. п. В иранских городах имелось развитое ремесло, сохранившее средневековую организацию. Здесь существовали и простейшие мануфактуры с применением наемного труда. Ремесленные мастерские и мануфактуры производили ткани, ковры, изделия из железа и меди. Часть продукции вывозилась за границу. Довольно широко была развита внутренняя торговля товарами ремесленного и мануфактурного производства. Ее вели мелкие и средние купцы, объединяемые в гильдии.

Хотя в экономически более развитых районах Ирана были уже налицо известные предпосылки для развития товарно-денежных отношений, раздробленность страны, частые ханские мятежи, произвол феодальных правителей препятствовали формированию нового экономического уклада.

Сохранению отживших порядков способствовала феодальная политическая надстройка. Верховным и неограниченным правителем страны был шах. В результате длительной междоусобной борьбы различных ханских группировок в конце XVIII в. у власти в Иране утвердилась династия Каджаров. Первым представителем Каджаров на шахском троне был Ага-Мухам-мед, который короновался в 1796 г. После непродолжительного царствования Ага-Мухаммеда на престол вступил Фатх-Али-шах (1797—1834).

Иран делился на 30 областей, которыми управляли сыновья и родственники шаха. Правители областей были почти самостоятельными князьками. Они собирали в свою пользу пошлины и налоги, некоторые даже чеканили монету. Нередко между ними вспыхивали конфликты и вооруженные столкновения из-за спорных территорий. Правителями округов и районов, на которые делились области, назначались наиболее влиятельные местные ханы.

Большую роль в политической жизни страны играло мусульманское духовенство. В отличие от мусульман Османской империи — суннитов — иранские мусульмане были шиитами (от араб, «ши'а» — группа приверженцев, партия). Они считали, что возглавлять мусульман должны потомки Али — двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда. Поэтому они не признавали халифов (в новое время османского султана-халифа) верховными руководителями мусульман. Шииты отрицали святость сунны. Они не признавали высшей власти шаха в делах веры. Это повышало политическую роль шиитского духовенства, которое при определенных условиях становилось центром оппозиции властям.

Суд носил религиозный характер. Малейшее неповиновение со стороны крестьян и ремесленников жестоко каралось. При Ага-Мухаммеде распространенным наказанием было выкалывание глаз. По стране бродили тысячи нищих слепцов, одним, своим видом внушавших страх перед шахским гневом.

Особенно невыносимым было положение порабощенных народов. Иранские феодалы стремились к новым захватам. В 1795 г. Ага-Мухаммед совершил поход на Грузию, во время которого был варварски разграблен Тбилиси, а 20 тыс. его жителей уведены и проданы в рабство. Грузинский народ и другие народы Закавказья искали у России защиты от агрессии иранских феодалов.

Япония в первой половине ХХ в.. Япония после первой мировой войны
После Октябрьской революции советское правительство стремилось к установлению мирных отношений со всеми странами, ваттом числе и с Японией. Уже в декабре 1917 г. Народный Комиссариат по иностранным делам вступил в полуофициальные переговоры о пересмотре всех отношений между Россией и Японией, предложив заключить новое торговое соглашени ...

Китай конца Х1Х в. – начала ХХ в. Синьхайская революция в Китае
Введение Работа посвящена изучению истории Китая в конце Х1Х в. и в начале ХХ в. Главной целью работы является освещение истории Китая в период, когда она из крупнейшей азиатской суверенной страны постепенно превращается в зависимое полуколониальное государство. На рубеже ХХ в. перед Китаем стояли две основные задачи - свержение деспоти ...

Научный путь Константина Эдуардовича Циолковского
Константин Эдуардович Циолковский родился 17 сентября 1857 года в селе Ижевское под Рязанью. Там мальчик жил совсем недолго — до трех лет. У отца Кости, Эдуарда Игнатьевича начались неприятности на службе, и в 1860 году семья переехала в Рязань. Начальным образованием Кости и его братьев занималась мама. Она научила его читать и писать ...