Аграрные отношения

В основе господствовавших в Иране феодальных отношений лежала феодальная собственность на землю. Как и в Индии, верховным собственником всей земли, воды, скота и т. п. считался шах. Однако фактически в распоряжении шаха находился лишь его домен, доходы с которого непосредственно шли на содержание двора, войска, центрального правительственного аппарата. Большинство же земель было ленными владениями феодалов (в конце XVIII — начале XIX в. владение ленами все меньше и меньше связывалось с несением службы шаху). По сути дела, к этой же категории относились и земли кочевых племен, которыми распоряжались ханы племен. Довольно значительную часть земли составляли вакуфы, формально принадлежавшие мечетям и святым местам, но фактически находившиеся в распоряжении духовенства.

Помимо этих основных земельных владений были еще земли мульк, считавшиеся частной собственностью помещиков, а иногда и купцов. Владение этими землями не было связано с какими-либо вассальными обязанностями по отношению к шаху. Незначительная часть земель еще оставалась частной собственностью других категорий землевладельцев, в отдельных случаях крестьян.

На землях всех категорий крестьяне подвергались тяжелой феодальной эксплуатации. Действовало правило, по которому урожай, собранный крестьянином-арендатором, делился на пять долей. Четыре доли распределялись в зависимости от принадлежности земли, воды, семян, рабочего скота. Пятая шла на возмещение труда крестьянина. Крестьянин отдавал помещику от трех до четырех пятых урожая. Кроме того, крестьяне несли в пользу ханов-помещиков различные натуральные повинности, платили многочисленные налоги.

Формально крестьянин считался свободной личностью, но долговая кабала, недоимки, неограниченная власть ханов делали его закрепощенным и лишали возможности менять место жительства. Бежавших крестьян силой возвращали на старые места. Жестокая эксплуатация приводила к нищете и разорению крестьян и упадку сельского хозяйства.

Как и в других странах Азии, в Иране крестьяне зачастую сочетали земледелие с домашним ремеслом, занимаясь ткачеством, ковровым делом и т. п. В иранских городах имелось развитое ремесло, сохранившее средневековую организацию. Здесь существовали и простейшие мануфактуры с применением наемного труда. Ремесленные мастерские и мануфактуры производили ткани, ковры, изделия из железа и меди. Часть продукции вывозилась за границу. Довольно широко была развита внутренняя торговля товарами ремесленного и мануфактурного производства. Ее вели мелкие и средние купцы, объединяемые в гильдии.

Хотя в экономически более развитых районах Ирана были уже налицо известные предпосылки для развития товарно-денежных отношений, раздробленность страны, частые ханские мятежи, произвол феодальных правителей препятствовали формированию нового экономического уклада.

Сохранению отживших порядков способствовала феодальная политическая надстройка. Верховным и неограниченным правителем страны был шах. В результате длительной междоусобной борьбы различных ханских группировок в конце XVIII в. у власти в Иране утвердилась династия Каджаров. Первым представителем Каджаров на шахском троне был Ага-Мухам-мед, который короновался в 1796 г. После непродолжительного царствования Ага-Мухаммеда на престол вступил Фатх-Али-шах (1797—1834).

Иран делился на 30 областей, которыми управляли сыновья и родственники шаха. Правители областей были почти самостоятельными князьками. Они собирали в свою пользу пошлины и налоги, некоторые даже чеканили монету. Нередко между ними вспыхивали конфликты и вооруженные столкновения из-за спорных территорий. Правителями округов и районов, на которые делились области, назначались наиболее влиятельные местные ханы.

Большую роль в политической жизни страны играло мусульманское духовенство. В отличие от мусульман Османской империи — суннитов — иранские мусульмане были шиитами (от араб, «ши'а» — группа приверженцев, партия). Они считали, что возглавлять мусульман должны потомки Али — двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда. Поэтому они не признавали халифов (в новое время османского султана-халифа) верховными руководителями мусульман. Шииты отрицали святость сунны. Они не признавали высшей власти шаха в делах веры. Это повышало политическую роль шиитского духовенства, которое при определенных условиях становилось центром оппозиции властям.

Суд носил религиозный характер. Малейшее неповиновение со стороны крестьян и ремесленников жестоко каралось. При Ага-Мухаммеде распространенным наказанием было выкалывание глаз. По стране бродили тысячи нищих слепцов, одним, своим видом внушавших страх перед шахским гневом.

Особенно невыносимым было положение порабощенных народов. Иранские феодалы стремились к новым захватам. В 1795 г. Ага-Мухаммед совершил поход на Грузию, во время которого был варварски разграблен Тбилиси, а 20 тыс. его жителей уведены и проданы в рабство. Грузинский народ и другие народы Закавказья искали у России защиты от агрессии иранских феодалов.

Лжедмитрий I и его место в русской истории. Борьба за царский тон
В Брагине, на Киевщине, во владениях князей Вишневских один из слуг объявил себя чудесно спасшимся «царевичем Дмитрием», сыном Иоанна IV Васильевича. Его царственность подтвердили русские эмигранты. Как это произошло точно неизвестно. По одной легенде «Дмитрий» заболел и думая, что умирает, признался в своем происхождении священнику, ко ...

В Шушенском
По возвращении в Россию в целях усиления пропагандистской работы осенью 1895 Ленин поддержал объединение руководимой им группы с Л. Мартовым. Это объединение стало называться Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В ночь с 8 на 9 декабря 1895 Ленин был арестован и после более чем годичного заключения в марте 1897 в ...

Взятие Сеула.
С утра 26 июня наступление КНА продолжилось с новой силой. Передовые части 6-й пехотной дивизии начали переправу через реку Ханган, являвшейся важным естественным стратегическим рубежом обороны противника. Из-за нехватки плавсредств и плотного огня южнокорейцев, утром 26 июня на южный берег было высажено лишь три батальона с двумя оруди ...