Заключение

Образование многонационального союзного государства отвечало многим культурным и историческим традициям народов, проживавших на территории бывшей Российской империи. Создание СССР способствовало также укреплению геополитического положения нового государства в рамках мирового сообщества. Однако первоначальная приверженность большевиков идеям унитаризма отрицательно сказалась на дальнейшем развитии государственности, которое после 1936 г. осуществлялось уже в рамках оформившейся административной системы. К концу 30-х гг. произошел окончательный переход к унитарной модели государства в ее сталинском варианте.

В сфере национальной политики 12 лет, разделяющие первую Конституцию СССР и "Сталинскую Конституцию", ознаменовались многими бурными процессами. Народы многонациональной России, получившие в результате революции 1917 г. долгожданную свободу, стали на путь социального и национального возрождения. Всплеск внимания к национальным проблемам, стремление преодолеть недоверие к советской власти, к партии большевиков послужили стимулом для ряда позитивных процессов, направленных на национальное возрождение и развитие, особенно национальных меньшинств, на сближение и сотрудничество всех народов страны.

Партия большевиков многое сделала для решения национального вопроса. На начальном, ленинском этапе происходила демократизация межнациональных отношений на территории бывшей Российской империи. Процесс развития наций в общем и целом стал более интенсивным, многообразным и эффективным. Достижения национальных образований и народов за рассмотренный период несомненны. Однако в деле проведения в жизнь декларируемых советским руководством принципов национально-государственного строительства было много формализма. Все более стал давать о себе знать административно-командный стиль управления. Хотя руководители страны постоянно клялись в верности ленинской национальной политике, отход от ее принципов становился с годами все заметнее. Возросли унитаристские тенденции в экономике и политике. Число союзных республик и национальных областей значительно увеличилось, но права их оказались сильно урезанными и не могли выходить из рамок директив ЦК ВКП(б). Федерализм начал носить формальный характер, и спорить о его сохранении и развитии стало довольно сложно. В середине 1930-х гг. внимание к национальным интересам народов все больше ослабевало. Советская и партийная бюрократия, в руках которой оказалось кормило национального строительства, погрязла в администрировании. Изучение "плюсов" и "минусов" национальной политики партии государства прошлых лет может способствовать дальнейшему совершенствованию национальной политики в современной Российской Федерации.