Заключение

Образование многонационального союзного государства отвечало многим культурным и историческим традициям народов, проживавших на территории бывшей Российской империи. Создание СССР способствовало также укреплению геополитического положения нового государства в рамках мирового сообщества. Однако первоначальная приверженность большевиков идеям унитаризма отрицательно сказалась на дальнейшем развитии государственности, которое после 1936 г. осуществлялось уже в рамках оформившейся административной системы. К концу 30-х гг. произошел окончательный переход к унитарной модели государства в ее сталинском варианте.

В сфере национальной политики 12 лет, разделяющие первую Конституцию СССР и "Сталинскую Конституцию", ознаменовались многими бурными процессами. Народы многонациональной России, получившие в результате революции 1917 г. долгожданную свободу, стали на путь социального и национального возрождения. Всплеск внимания к национальным проблемам, стремление преодолеть недоверие к советской власти, к партии большевиков послужили стимулом для ряда позитивных процессов, направленных на национальное возрождение и развитие, особенно национальных меньшинств, на сближение и сотрудничество всех народов страны.

Партия большевиков многое сделала для решения национального вопроса. На начальном, ленинском этапе происходила демократизация межнациональных отношений на территории бывшей Российской империи. Процесс развития наций в общем и целом стал более интенсивным, многообразным и эффективным. Достижения национальных образований и народов за рассмотренный период несомненны. Однако в деле проведения в жизнь декларируемых советским руководством принципов национально-государственного строительства было много формализма. Все более стал давать о себе знать административно-командный стиль управления. Хотя руководители страны постоянно клялись в верности ленинской национальной политике, отход от ее принципов становился с годами все заметнее. Возросли унитаристские тенденции в экономике и политике. Число союзных республик и национальных областей значительно увеличилось, но права их оказались сильно урезанными и не могли выходить из рамок директив ЦК ВКП(б). Федерализм начал носить формальный характер, и спорить о его сохранении и развитии стало довольно сложно. В середине 1930-х гг. внимание к национальным интересам народов все больше ослабевало. Советская и партийная бюрократия, в руках которой оказалось кормило национального строительства, погрязла в администрировании. Изучение "плюсов" и "минусов" национальной политики партии государства прошлых лет может способствовать дальнейшему совершенствованию национальной политики в современной Российской Федерации.

Экономический и политический кризис в Советской России в 1920-1921 гг. Новая экономическая политика: предпосылки, содержание, сущность, противоречия, значение
В условиях голода, разрухи, народных восстаний в марте 1921 г. X съезд РКП(б) принял решение о прекращении политики военного коммунизма с его жёстким централизованным руководством экономикой и начале новой экономической политике (нэп). Нэп рассматривался как временная, хотя и длительная (по словам Ленина, "всерьез и надолго") ...

С чего всё начиналось
Когда началась февральская смута, царская семья была разделена: Государь был в Могилёве, где находилась Ставка, Государыня с детьми - в Царском. Из воспоминаний П. Жильяра (здесь и далее). « После долгих колебаний император решил отправиться 8 марта 1917 года в Могилёв. Его беспокоило нарастающее напряжение в столице, и он предвидел о ...

Черногория в 1878-1914 гг.
Согласно условиям Берлинского трактата (13 июля 1878 г.) территория Черногорского независимого княжества увеличилась более чем в два раза, с 4.400 до 9.475 кв.км. Первая перепись населения была проведена в 1910 году и констатировала, что в стране проживает 220.000 человек. После завоевания независимости Черногория не только приобрела н ...