Компенсации за преступления против свободного человека

История » Хеттское общество по хеттским законам » Компенсации за преступления против свободного человека

По этим вопросам Хеттские законы (например, в отличие от законов Хаммурапи) более прогрессивен. Это доказывает тот факт, что принцип талиона здесь не действует, а заменяется компенсацией. А искалечение как наказание применяется только к рабам. Чаще всего им отрезали нос и уши за особо тяжкие преступления.

Если кто-нибудь сломает руку или ногу свободного человека, то в случае, если тот останется калекой, он должен дать ему 20 сиклей серебра. Если же тот не останется калекой, он должен дать ему 10 сиклей серебра.

Если кто-нибудь откусит нос свободному человеку, то он должен дать 30 мин серебра.

В Хеттских законах есть очень интересное различие: умышленное причинение вреда или убийство и случайное.

Если кто-нибудь убьет во время ссоры мужчину или женщину, то он должен сам доставить труп; 4 человека он должен дать взамен, мужчин или женщин соответственно…

Если кто-нибудь ударит свободного мужчину или несвободную женщину, и если тот (та) умрет, причем рука его неумышленно совершит зло, то он должен сам доставить труп; 2 человека он должен дать взамен, и в дом его их должен отправить.²

Как мы видим, возмещение за неумышленное убийство в 2 раза меньше, чем за умышленное. Данное различие также говорит о прогрессивности этих законов.

Но существует и особый случай предумышленного убийства, связанный с купцом. По всей вероятности потому, что насильственная смерть торговца всегда связывалась с ограблением, соответственно наказание отличалось от предыдущих случаев.

Если кто-нибудь убьет хеттского торговца из-за его имущества, то он должен дать …мин серебра и возместить его имущество в тройном размере.

Особый вид преступления против человека – колдовство. И карался такой проступок особо, правда, только для раба – смертью. Свободный же человек должен был заплатить лишь компенсацию.

Если свободный человек убьет змею и произнесет имя другого человека, то он должен дать 1 мину серебра. Но если он (виновный) – раб, то он должен умереть.

В некоторых, исключительных, случаях нет возмещения за убиство. Такие преступления можно назвать оправданными.

Если кто-нибудь уведет женщину, и с похитителем вместе будет отряд помощников, когда при этом два млм три человека умрут, то возмещения нет. Закон гласит: «Ты стал волком!».

Этот случай связан связан с древним обычаем умыкания женщины, при котором умыкавшие становились вне закона – волками.

Если люди взяты для суда и кто-нибудь приходит к ним на помощь, и если их противники по суду приходят в ярость и помощника кто-нибудь из противников ударит и он умрет, то возмещения нет¹.

В этом случае убийство оправдано, так как убитый мог помешать вершению справедливого Хеттского суда, и сам соответственно становился преступником.

И еще одна статья из законов, относящаяся к теме оправданных убийств:

Если кто-нибудь воспротивится решению царя, то его дом должен быть превращен в пустошь. Если кто-нибудь воспртивится решению сановника, то ему должны отрезать голову².

Здесь также идет речь о коллективной ответственности, так как слово «дом» в данном контексте – не просто дом, а все хозяйство, имущество и все члены семьи человека. Преимущественно такая мера наказания существовала в более древние времена и ассоциировалась с кровной местью. Но этот принцип все еще применялся к рабам, когда тех хоронили заживо вместе с умершим хозяином.

Нашествие татаро–монголов на Русь, его политические и экономические последствия.
Тринадцатое столетие стало переломным в отечественной истории. В конце XII – первой половине XIII вв. Русь столкнулась с наступлением немецких рыцарей – крестоносцев, а также шведских и датских феодалов. В ходе продвижения на Восток западноевропейских народов, прежде всего, германцев, были почти сметены с лица земли полабо – прибалтийск ...

От лоскутной цивилизации к единому историческому пространству
Центр формирования Западноевропейской средневековой цивилизации в пространственном отношении включал территории нынешних Италии, Франции, Германии и Англии. Становление единой Западноевропейской цивилизации проходило в борьбе двух тенденций центробежной и центростремительной. Практически для всего Средневековья характерны процессы усиле ...

Знакомство Алексея Михайловича и Никона
На третий год после своего поставления, в 1646г. Никон, отправившись в Москву, явился с поклоном молодому царю Алексею Михайловичу. Царю до такой степени понравился кожеозерский игу­мен, что он велел ему остаться в Моск­ве, и, по царскому желанию, патриарх Иосиф по­святил его в сан архимандрита Новоспасского мо­настыря. Место это было о ...