Северное Причерноморье в I тысячелетии до н.э. - V-VI вв. н.э.
Страница 1

История » Первобытный строй в Восточной Европе и Сибири » Северное Причерноморье в I тысячелетии до н.э. - V-VI вв. н.э.

На обширных территориях Восточной Европы неравномерность исторического развития нашла свое выражение в том, что одновременно с племенами, которые жили родовым строем, существовали племена, вступившие в период военной демократии. Связано это было не только с благоприятными природно-климатическими условиями и переходом к более производительным формам хозяйствования, но и с тесными контактами с античной цивилизацией, культура которой неизмеримо превосходила варварский мир. Последний не выдерживал этого взаимодействия и быстро утрачивал прежнюю родовую монолитность, основанную на общности хозяйствования и распределения.

Одними из первых в Восточной Европе с античным миром столкнулись племена, которым античные авторы дали общее название скифов. Произошло это около VII в. до н.э. Именно с этого времени началась колонизация греками Северного Причерноморья. Как правило, новый город основывался выходцами из какого-то одного полиса Греции и сохранял тесные связи со своей "метрополией", хотя и был независимым. Греки создавали свои колонии в местах, где они могли найти рынок сбыта для греческих товаров. Племенная знать покупала у греков украшения, керамику, оливковое масло, вино, платила золотом, хлебом и рабами.

Первое греческое поселение возникло на о. Березань вблизи Днепро-Бугского лимана во второй половине VII в. до н.э. В VI в. до н.э. выходцы из греческого города Милета (в Малой Азии) основали неподалеку от него, на берегу лимана, город Ольвию. Это был классический греческий полис. Правили городом выбранные на народном собрании архонты. В земледельческих поселениях в окрестностях Ольвии жили эллинизированные скифы - эллино-скифы, как называет их Геродот. Некоторые скифы селились в самом городе, занимались ремеслом.

Демократической рабовладельческой республикой был и Херсонес Таврический, основанный около 422 - 421 гг. до н.э. Херсонесу принадлежала значительная часть прибрежного Крыма, где были многочисленные усадьбы и земельные участки. Там велось зерновое хозяйство, возделывались виноград и садовые культуры. Рабы были основной производительной силой как в ремесле, так и в сельском хозяйстве. Херсонес вел постоянные войны. Город был укреплен, много укрепленных поселений встречалось и рядом с Херсонесом.

Вокруг появившегося в первой половине VI в. до н.э. Пантикапея (ныне - Керчь) возникло Боспорское государство (Боспором Киммерийским греки называли Керченский пролив). Боспорское государство было первоначально объединением самостоятельных городов (среди них - Танаис в устье Дона, Фанагория на Таманском полуострове и т.д.). В дальнейшем Боспору подчинилась также Феодосия и некоторые другие города. Боспорское государство способствовало развитию торговли между вошедшими в его состав городами и, самое главное, защищало их территорию от окружающих варварских племен. Оно торговало со средиземноморскими греческими городами и с Египтом. Туда вывозили хлеб, скот, рыбу и рабов.

С самого начала для Боспорского государства была характерна твердая центральная власть. В начале V в. до н.э. должность архонта стала здесь наследственной. Архонт Спарток III 204-284 гг. до н. э) стал уже именовать себя царем. С этого времени можно говорить о Боспорском царстве.

В глазах греков все племена, населявшие Северное Причерноморье, были "варварами". Античные авторы сохранили многочисленные сведения об истории и культуре народов, соседствовавших с греческими колониями.

Иногда эти известия фантастичны, иногда - доносят важные сведения о быте, культуре и истории местных жителей. Греческие колонии оказали серьезное влияние на северные "варварские" племена. Благодаря античным городам население Северного Причерноморья познакомилось с греческой культурой. Впоследствии города, возникшие на месте центров погибшего Боспорского государства (Херсонес - Корсунь, Пантикапей - Корчев, Феодосия - Кафа), сыграют важную роль в приобщении славян к античной и раннесредневековой культуре Европы.

Дальнейшая судьба рабовладельческих городов-государств Причерноморья оказалась тесно связана с коренным населением причерноморских степей.

Страницы: 1 2

Глава 2
Леонардо да Винчи говорил своим ученикам: «Счастье приходит к тем, кто много трудится». Какие идеи гуманистов отражены в этой фразе? Назовите известных Вам деятелей эпохи Возрождения, расскажите об одном из них Известно, что гуманизм (от лат. Humanus — человеческий, человечный) как широкое течение общественной мысли и как исторически и ...

Исторический период с февраля по октябрь 1917г.
Произошедший в отечественной исторической науке отказ от тотальной идеологизации актуализировал проблему альтернативности в истории. В связи с этим вопросом возникает интерес к такого рода ключевым для понимания сущности многих процессов историческим периодам, каким является 1917 год. Советская историография характеризовала Февральскую ...

Я взяла эту тему потому что…
Правление Царя Николая II и Царицы Александры Фёдоровны вызывает самое пристальное внимание историков. Быть может, потому, что это был последний бастион могущественного Самодержавия. Насаждение коммунистического режима и убийство Царской Семьи вызвали особый интерес в мире к этому историческому периоду, и эти события получили широкое ос ...