Иерархичность и корпоративизм западноевропейского общества

История » Средневековая цивилизация Запада » Иерархичность и корпоративизм западноевропейского общества

Средневековое европейское общество было иерархичным. Главой феодальной иерархии был король. Его верховенство носило личный, частноправовой характер. Он был сеньором крупнейших феодалов, которые выступали его вассалами. Власть короля основывалась на договоре, на пожаловании им земель (феода). Крупные феодалы получали земли под условие несения военной службы. Они могли иметь своих вассалов, отдавая им земли. Это были бароны или рыцари. Более мелкие феодалы также могли иметь своих вассалов. У этих последних в непосредственном подчинении были крестьяне. Основой феодального строя выступала монопольная собственность феодалов или феодальных государств на землю и личная зависимость крестьян от феодала. (Нет земли без сеньора). За пользование землей феодал взимал ренту: натуральную (в виде барщины), продуктовую (продуктовый оброк) или денежную (денежные сборы). В Раннее средневековье преобладала первая форма ренты барщина. Она дополнялась и жесткими формами личной зависимости крестьян от феодала: суд над крестьянами, ограничение свободы в наследовании (право мертвой руки), брачная пошлина и т.д. С XII в. барщина постепенно уступает место оброку.

В феодальном обществе было два основных класса феодалы и крестьяне, однако, для него было свойственно и более конкретное сословное деление. Сословие это социальная группа (слой), обладавшая согласно законам правами и обязанностями, передававшимися по наследству. Общество средневекового Запада состояло из трех сословий: духовенство, светские феодалы (рыцари, дворянство) и третье сословие горожане и крестьяне. Первые два сословия были привилегированными. Принадлежность к сословию, как было сказано, являлась наследственной и определялась имущественным положением человека. Такая иерархическая структура общества затрудняла переход с одной ступени на другую, хотя в принципе он был возможен.

Одной из отличительных черт Средневековой цивилизации Запада был корпоративизм. Средневековый человек всегда чувствовал себя частью общности. Таких общностей, объединяющих людей по различным признакам было множество. Средневековыми корпорациями были: сельские общины, ремесленные цехи, монастыри, духовно-рыцарские ордена, воинские дружины, город. У корпораций были свои уставы, собственная казна, особая одежда, знаки и т.д. Корпорации основывались на принципах солидарности, взаимоподдержки. Корпорации не разрушали феодальную иерархию, но придавали силу и сплоченность различным слоям и классам.

Основные направления и итоги попытки модернизации страны под социалистическими лозунгами. Политика «Большого скачка» и цена «подстегивания». Социально-экономические итоги довоенных пятилеток
Понятие «большой скачок» пришло в мир из Китая, руководимого Мао Цзедуном. Он выдвинул идею в кратчайшие сроки достичь у себя в стране коммунистического изобилия. «Большой скачок» бесславно провалился. Но Мао был не оригинален. Первая попытка организовать «большой скачок» была предпринята Лениным еще в период «военного коммунизма». Можн ...

Религиозные взгляды
На протяжении многих десятилетий Цзян Чжунчжэн ежедневно вел дневник, а круг его чтения определялся интересом к этике Китая, его политической философии, истории и всемирной истории. Говорят, что он был человеком суеверным. И несмотря на то что, вступив в брак с Сун Мэйлин, крестился и стал христианином, не забывал о китайских божествах ...

Слабое противодействие Москве со стороны других княжеств.
Здесь мы подходим ко второй основной причине, обусловившей успехи московских князей. Эта вторая причина лежала в той политической среде, в которой пришлось развивать московским князьям свою собирательную деятельность. Дело в том, что Великая Русь в XIII - XV веках достигла крайней степени политического разделения и раздробления. Полит ...