Иерархичность и корпоративизм западноевропейского общества

История » Средневековая цивилизация Запада » Иерархичность и корпоративизм западноевропейского общества

Средневековое европейское общество было иерархичным. Главой феодальной иерархии был король. Его верховенство носило личный, частноправовой характер. Он был сеньором крупнейших феодалов, которые выступали его вассалами. Власть короля основывалась на договоре, на пожаловании им земель (феода). Крупные феодалы получали земли под условие несения военной службы. Они могли иметь своих вассалов, отдавая им земли. Это были бароны или рыцари. Более мелкие феодалы также могли иметь своих вассалов. У этих последних в непосредственном подчинении были крестьяне. Основой феодального строя выступала монопольная собственность феодалов или феодальных государств на землю и личная зависимость крестьян от феодала. (Нет земли без сеньора). За пользование землей феодал взимал ренту: натуральную (в виде барщины), продуктовую (продуктовый оброк) или денежную (денежные сборы). В Раннее средневековье преобладала первая форма ренты барщина. Она дополнялась и жесткими формами личной зависимости крестьян от феодала: суд над крестьянами, ограничение свободы в наследовании (право мертвой руки), брачная пошлина и т.д. С XII в. барщина постепенно уступает место оброку.

В феодальном обществе было два основных класса феодалы и крестьяне, однако, для него было свойственно и более конкретное сословное деление. Сословие это социальная группа (слой), обладавшая согласно законам правами и обязанностями, передававшимися по наследству. Общество средневекового Запада состояло из трех сословий: духовенство, светские феодалы (рыцари, дворянство) и третье сословие горожане и крестьяне. Первые два сословия были привилегированными. Принадлежность к сословию, как было сказано, являлась наследственной и определялась имущественным положением человека. Такая иерархическая структура общества затрудняла переход с одной ступени на другую, хотя в принципе он был возможен.

Одной из отличительных черт Средневековой цивилизации Запада был корпоративизм. Средневековый человек всегда чувствовал себя частью общности. Таких общностей, объединяющих людей по различным признакам было множество. Средневековыми корпорациями были: сельские общины, ремесленные цехи, монастыри, духовно-рыцарские ордена, воинские дружины, город. У корпораций были свои уставы, собственная казна, особая одежда, знаки и т.д. Корпорации основывались на принципах солидарности, взаимоподдержки. Корпорации не разрушали феодальную иерархию, но придавали силу и сплоченность различным слоям и классам.

Ливонская война
Темпы экономического развития России в XVI в. все более зависили от торговых контактов с Европой. Из России на Запад везли продукты сельского хозяйства — лен, кожи, пеньку, сало, поташ и др. Большим спросом пользовались меха. Западноевропейские страны в ответ поставляли железо, цветные металлы, продукты металлообработки, в первую очеред ...

Судьбы жертв казахстанской интеллигенции политических репрессий
Домой врывались неизвестные люди в военной форме, и, заламывали руки, увозили в неизвестном направлении, дома сжигали. Позже ползли слухи, что несчастная жертва "враг народа". С детьми и супругой "изменника Родины" сразу же перестали общаться. Их сторонились, как прокаженных. Родственникам репрессированного было тру ...

Марксизм и ленинизм
Термин «ленинизм» впервые был введен Мартовым в 1904 для обозначения якобинских взглядов и методов в теории и практике революции. В советское время ленинизм определялся как творчески развитый марксизм применительно к эпохе империализма. Однако, согласно Марксу, смена одной экономической формации (в том числе и путем социальной революции ...