Введение

Народ не может жить, не помня уроков своей истории. Только на основании опыта, пройденного народом, строятся сегодняшний и завтрашний день… Это изречение еще раз подтверждает известную истину о том, что без прошлого нет настоящего и, не может быть будущего. В 1945 году фашизм потерпел сокрушительное поражение: «Победоносно завершилась небывалая в истории по своим масштабам и ожесточенности битва против наиболее реакционной ударной силы империализма – гитлеровского фашизма, ставившего своей целью уничтожение русского государства, установление мирового господства». Вторая мировая война, развязанная фашистами, принесла человечеству неисчислимые страдания: 56 млн. человек было убито, свыше 90 млн. – ранено, 28 млн. – остались инвалидами. От голода и эпидемий умерло 12 млн. человек. Годы фашистских нашествий были страшными годами насилия и террора. Человечество не может, не вправе забыть зверства фашистов, их чудовищные преступления, совершенные в Советском Союзе, Польше, Франции и др. странах Европы. Человечество не может, не вправе забыть лагеря смерти, костры из живых людей. Вот почему встревоженная память человечества вновь и вновь обращается к урокам страшных лет фашизма. Это обращение к истории борьбы с фашизмом помогает уяснить, кто и что является главной движущей силой фашизма, при каких обстоятельствах и в каких исторических условиях возникает фашистское движение, в чем суть и характер фашистских режимов, какие силы противостоят фашизму и как с ним следует бороться. Однако развитие после второй мировой войны, события последних лет свидетельствуют, что фашизм отнюдь не принадлежит прошлому. Кто виноват в том, что фашизм (по крайней мере, в нашей стране) не стал вехой истории? Как ни парадоксально, но факт: пережив Вторую Мировую Войну и испытав на себе всю тяжесть «нового порядка» в Европе, современное общество не в состоянии полностью оградить себя от рецидивов фашизма.

То тут, то там можно слышать о неофашистских организациях, о возрождении тоталитарной системы. Через столько лет после победы над Гитлером появляются так называемые «баркашовцы», творят беспредел, используют явно фашистскую символику, прослеживается та же идеология.… Поэтому тему фашизма я считаю актуальной, последние события об этом явно свидетельствуют.

В своем реферате я поставила цель изучить историю развития и становления фашизма, считаю нужным рассказать о явлении фашизма как таковом и подробнее остановиться на итальянском фашизме. В своей работе я использовала не только научную, но и художественную литературу, статьи периодических изданий, учебные материалы.

Прежде, чем начинать говорить о фашизме, нужно дать его определение. «Фашизм носит имя, само по себе ничего не говорящее о духе и целях этого движения. Fascio означает «объединение» или «союз», так что фашисты – это союзники, а «фашизм должен означать» «союзничество». В отличие от таких понятий, как консерватизм, либерализм, социализм, коммунизм и т.д., понятие «фашизм» лишено содержания. Итальянское fascio происходит от латинского fascis, так назывались связки розог у римских ликторов (почетных стражей). В 19 веке этим словом пользовались республиканские, профсоюзные и социалистические группы, чтобы выразить свое отличие от партий. Затем, уже в 20 веке так именовали себя итальянские правые, дальше речь идет о разных итальянских союзах, имевших в своем названии это слово, например, «fascio di combattimento» – «Союз борьбы», 1921 г. – Partia Nationale Fascista – Национальная фашистская партия. Вот какое определение можно найти в философском словаре: Фашизм (итал. Fascio – объединение) – открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, шовинистических, империалистических элементов финансового капитала. Выражает неспособность удерживать власть обычными, демократическими методами… Фашизм служит выражением того, что растущее стремление народных масс к свободе можно пресекать лишь кровавым насилием и террором. Поэтому характерным для фашизма является уничтожение всех, даже элементарных, демократических свобод внутри страны, разгром рабочих и других прогрессивных организаций, установление открытого террористического режима, с помощью которого поддерживается власть буржуазии, политика подготовки и проведения захватнических войн с целью закабаления независимых народов и завоевания мирового господства империалистической буржуазией той или иной страны. Само слово «фашизм» традиционно ассоциируется с Германией 1933–1945 годов. Это связано с типично советской точкой зрения, которая видит в режимах Гитлера и Муссолини единую силу, являющуюся реакцией крупной буржуазии на победное шествие коммунистической идеологии. В режимах Гитлера и Муссолини действительно есть много общего. Впрочем, в 1935 году, когда VII конгресс Коминтерна сформулировал этот тезис, между этими режимами было меньше общего, чем между советским и германским режимами, что, кстати, признавал и Гитлер. С другой стороны, итальянский фашизм стал первым опытом власти «партии нового типа» некоммунистической направленности, и в этом смысле действительно явился предшественником нацизма. Поэтому фашизм в строгом смысле слова – прежде всего явление итальянское.

Завоевания Закавказья
Основная сила татаро-монгол возвратилась с награбленной добычей из Средней Азии в Монголию. Но значительная часть войска была направлена на завоевание Ирана и Закавказья. Разбив объединенные армяно-грузинские войска и нанеся огромный ущерб экономике Закавказья, захватчики, были вынуждены покинуть территорию Грузии, Армении и Азербайджан ...

Полтавская битва. Перелом в ходе войны
Таким образом, 3 апреля 1709 года шведские войска осадили Полтаву. Петр I расположил свою армию на правом берегу реки Ворсклы. Место было выбрано с учетом особенностей ландшафта. На пути наступления противника были воздвигнуты поперечные и продольные редуты, которые служили дополнительным укреплением позиции русских войск. Ранним утром ...

Студенческие организации в конце XIX начале XX века. Реакционные студенческие организации
Студентам запрещалось создавать организации, но многие состояли в неформальных «землячествах» – группах выходцев из одного города или губернии. Землячества устраивали выступления в случае конфликтов с администрацией. После 1905 г. землячества, кассы взаимопомощи, кружки, художественные и научные, были разрешены. Порой они становились пр ...