Особенности монархического правления в Древнем Риме
Страница 1

История » Особенности монархического правления в Древнем Риме

В III-I вв. до н.э. Римское государство в результате войн превратилось в могущественную державу. Дальнейшее развитие производства, расширение внешней торговли привело к существенным изменениям в социально-экономической структуре римского общества.

Рост рабовладения и развитие товарно-денежных отношений привели к замене натурального сельского хозяйства хозяйством со значительным применением труда рабов.

Реформы братьев Гракхов предполагали ограничение размеров крупных латифундий, передачу излишков земли крестьянам, которые должны были стать опорой римской армии и надежно противостоять гигантской массе рабов, скопившихся в Римском государстве.

Реформы не были поддержаны даже плебсом и потерпели в конце концов поражение. Тем не менее, борьба крестьян за землю, восстания рабов, участившиеся конфликты с населением завоеванных земель создали необходимость в изменении политического строя.

Установлению монархии в Риме предшествовало усиление военных диктатур. Власть диктатора была неограниченной и на нее не распространялось вето трибунов. Диктатор впервые получил право издания законов без согласия народного собрания. Гай Юлий Цезарь в 44 г. до н.э. избирается на должность постоянного диктатора. Фактически с 27 г. до н.э. устанавливается монархическая форма правления.

С III в. до н.э. в центральных органах власти происходят изменения, характеризующиеся значительным ослаблением власти и авторитета народных собраний, сената и консулов.

Куриатные комиции перестают созываться, а центуриатные и трибутные комиции превращаются в арену политической борьбы различных групп общества.

Реформа центуриатных комиций 222 г. до н.э. привела к установлению некоторого преимущества для граждан второго и третьего разрядов, однако, заметно возросло и влияние сенатской олигархии.

В период установления диктатур сенат начинает терять свое былое значение в управлении государством.

При Сулле состав сената был увеличен до 600, а при Юлии Цезаре - до 900 членов. Это увеличение является показателем кризиса республики. Диктаторы не решились ликвидировать республиканские органы власти, но для упрочения своей власти стремились заручиться их поддержкой, увеличивая их численность за счет своих сторонников.

По закону Суллы был установлен возрастной ценз для ряда магистратур.

В III-I в. до н.э. были учреждены для разбора некоторых уголовных дел постоянные судебные комиссии. Каждая комиссия работала под председательством особого претора и состояла из определенного числа судей (100, 200 и больше), выбиравшихся председателем при участии обвиняемого и обвинителя из особого списка, составлявшегося на год.

Гражданские дела по-прежнему рассматривались частными судьями. Эти судьи назначались претором по соглашению сторон. Состав судей пополнялся, кроме сенаторов, всадниками и состоятельными людьми.

Иногда для разбора гражданских дел назначались коллегии из нескольких частных судей. Позже появились специальные судебные коллегии децемвиров и центумвиров из 10 и 105 судей. Децемвиры, по-видимому, разбирали споры о гражданстве, а центумвиры - о наследстве.

Страницы: 1 2 3

Правление царя Алексея Михайловича. Основные направления перемен в политическом строе России. Соборное Уложение 1649 г. Патриарх Никон. Церковный раскол
Престол занял 16 летний сын Михаила Федоровича Алексей Михайлович.он получил прозвище тишайший,он стремился реже вмешиваться в государственные дела и доверял их ближайшим.он был начитанным,набожным,семьянином,крепкого здоровья,однако был вспыльчив. Феодально крепостнические отношение получали развитие,крестьяном пришлось бежать на окра ...

Печать
По временным правилам от 27 августа 1882 г. правительство создавало специальный контрольный орган, ведавший прессой, - Особое совещание четырех министров (внутренних дел, юстиции, народного просвещения и обер-прокурора Синода). По этим новым Правилам, во-первых, вводилось такое положение, что те органы печати, которые были временно прио ...

Современные тенденции и проблемы развития государства и права Российской Федерации.
Я могу выделить несколько основных тенденций и проблем развития государства и права РФ (как правило, негативных). На самом деле их гораздо больше, но узкие рамки данной работы не позволяют комплексно рассмотреть все тенденции и проблемы. 1. В реальной жизни повсеместно нарушаются права и свободы граждан (и не только в нашей стране, а в ...