Особенности монархического правления в Древнем РимеСтраница 1
В III-I вв. до н.э. Римское государство в результате войн превратилось в могущественную державу. Дальнейшее развитие производства, расширение внешней торговли привело к существенным изменениям в социально-экономической структуре римского общества.
Рост рабовладения и развитие товарно-денежных отношений привели к замене натурального сельского хозяйства хозяйством со значительным применением труда рабов.
Реформы братьев Гракхов предполагали ограничение размеров крупных латифундий, передачу излишков земли крестьянам, которые должны были стать опорой римской армии и надежно противостоять гигантской массе рабов, скопившихся в Римском государстве.
Реформы не были поддержаны даже плебсом и потерпели в конце концов поражение. Тем не менее, борьба крестьян за землю, восстания рабов, участившиеся конфликты с населением завоеванных земель создали необходимость в изменении политического строя.
Установлению монархии в Риме предшествовало усиление военных диктатур. Власть диктатора была неограниченной и на нее не распространялось вето трибунов. Диктатор впервые получил право издания законов без согласия народного собрания. Гай Юлий Цезарь в 44 г. до н.э. избирается на должность постоянного диктатора. Фактически с 27 г. до н.э. устанавливается монархическая форма правления.
С III в. до н.э. в центральных органах власти происходят изменения, характеризующиеся значительным ослаблением власти и авторитета народных собраний, сената и консулов.
Куриатные комиции перестают созываться, а центуриатные и трибутные комиции превращаются в арену политической борьбы различных групп общества.
Реформа центуриатных комиций 222 г. до н.э. привела к установлению некоторого преимущества для граждан второго и третьего разрядов, однако, заметно возросло и влияние сенатской олигархии.
В период установления диктатур сенат начинает терять свое былое значение в управлении государством.
При Сулле состав сената был увеличен до 600, а при Юлии Цезаре - до 900 членов. Это увеличение является показателем кризиса республики. Диктаторы не решились ликвидировать республиканские органы власти, но для упрочения своей власти стремились заручиться их поддержкой, увеличивая их численность за счет своих сторонников.
По закону Суллы был установлен возрастной ценз для ряда магистратур.
В III-I в. до н.э. были учреждены для разбора некоторых уголовных дел постоянные судебные комиссии. Каждая комиссия работала под председательством особого претора и состояла из определенного числа судей (100, 200 и больше), выбиравшихся председателем при участии обвиняемого и обвинителя из особого списка, составлявшегося на год.
Гражданские дела по-прежнему рассматривались частными судьями. Эти судьи назначались претором по соглашению сторон. Состав судей пополнялся, кроме сенаторов, всадниками и состоятельными людьми.
Иногда для разбора гражданских дел назначались коллегии из нескольких частных судей. Позже появились специальные судебные коллегии децемвиров и центумвиров из 10 и 105 судей. Децемвиры, по-видимому, разбирали споры о гражданстве, а центумвиры - о наследстве.
«Бунташный век»
Развитие экономики страны сопровождалось крупными социальными движениями. XVII столетие не случайно получило у современников название «бунташного века».
В середине столетия произошли две крестьянских «смуты» и ряд городских восстаний, а также Соловецкий бунт и два стрелецких восстания в последней четверти века.
Историю городских восст ...
Военные, трудовые и другие повинности башкир, мишарей и тептярей. Пограничная
служба башкир и мишарей
Основной обязанностью, возложенной на башкирское и мишарское население реформой 1798 г., была военная повинность; Вместе с оренбургскими и уральскими казаками они несли сторожевую службу на Оренбургской пограничной линии, тянувшейся от р. Тобол до Каспийского моря. Линия была разделена на 5 дистанций. Первая включала крепости и редуты о ...
Предпосылки
возникновения движения ихэтуаней. Кризисная
ситуация, сложившаяся на севере Китая на рубеже XIX - XX веков
Китай второй половины XIX века традиционно определяется как "полуколониальная и полуфеодальная страна", утратившая в результате начала мощной цивилизационной экспансии западного мира полноту государственного суверенитета. Сложившаяся ситуация вызвала настоящую революцию в традиционном китайском эгоцентричном сознании. Проблема ...