Перестройка в экономике России
Страница 4

История » Перестройка в экономике России

Но эти новации не улучшили положение в промышленности. Заметны были расхождения между декларациями о расширении прав предприятий и их реализацией на практике. Ресурсы по-прежнему распределялись по лимитам. Не разрешали устанавливать договорные или свободные цены на изделия.

Самофинансирование на практике вело к натурализации хозяйственных связей - обмену производителей определенными видами продукции и услуг.

Выросли неплатежи между предприятиями. Увеличивалось число "долгостроев". Продолжалось финансирование убыточных предприятий. Денежная система в стране приходила в расстройство из-за необеспеченности денежной массы товарным эквивалентом.

В концепции реформы 1987 г. содержались неразрешимые противоречия. Рыночные отношения предлагалось строить без радикальных изменений формы собственности, без введения важнейшего механизма рынка - конкуренции. Весной-летом 1988 г. обозначились кризисные явления в развитии "революции сверху". Преобразованиями в экономике занимался партийный и государственный аппарат, целью которого было создание искусственной "планово-рыночной" системы, в рамках которой рынок рассматривался как вспомогательная пристройка к централизованному хозяйству. Назревало недоверие в обществе к проводимому курсу реформ.

Поэтому в 1988-1989 гг. был взят курс на разгосударствление экономики, что можно считать вторым этапом "перестройки". В принятом "Законе о кооперации" (1988 г) было зафиксировано равноправие кооперативного и государственного секторов экономики. Большую роль в проработке концепции этого "Закона о кооперации" сыграл депутат Верховного Совета СССР, академик ВАСХНИЛ В.А. Тихонов, возглавивший Союз предпринимателей и кооператоров страны. За 1988 г. количество кооперативов в СССР выросло в 6 раз. Деятельность их составила конкуренцию в работе предприятий государственной промышленности, особенно предприятий и организаций сферы услуг, где их было особенно много.

Были также приняты "Основы законодательства об арендных отношениях" и "Закон об индивидуальной трудовой деятельности". Последним впервые с начала 30-х гг. была разрешена трудовая деятельность в домашних условиях, в чем очень нуждались люди с ограниченными возможностями для работы в общественном производстве (инвалиды, многодетные семьи и т.д.).

Арендные отношения развивались в большей мере в сфере услуг. Большой интерес был проявлен в сельской местности к возможности взять в аренду в колхозе или совхозе участок земли или небольшую ферму.

Благодаря этим новым формам создавался негосударственный сектор в экономике, предприятия его конкурировали с производством в государственном секторе.

Но недостаточно были продуманы меры по созданию кооперативного сектора в стране, переход предприятий на хозрасчет и аренду. В пятилетний план 1986-1990 гг. была заложена прежняя концепция опережающего роста военных расходов. Необходимо было наибольшее внимание уделить преобразованиям в сельском хозяйстве, где по-прежнему функционировало множество нерентабельных хозяйств - колхозов и совхозов. Улучшение продовольственного снабжения могло оздоровить социально-экономическую и политическую обстановку в стране и уменьшить зависимость от западных стран, откуда импортировалось зерно.

Предприятия негосударственного сектора находились в неравных экономических условиях с производством в государственном секторе. Для мелкого производства, предприятий в сфере услуг (пошив, ремонт и чистка одежды и т.п.), в общественном питании (кафе, закусочные и т.д.) не были выработаны своевременно нормативы налогообложения, не предусматривались ограничения на цены реализации изделий и услуг. Остро дефицитными и очень дорогими оказались для них исходное сырье и материалы. В таких условиях кооператоры завышали цены на свою продукцию и услуги. Многие из них вскоре разорились, другие путем нерегулируемых налогообложением сверхдоходов создали необходимый уставный капитал для организации банков или приобретения в собственность по минимальным ценам после 1991 г. промышленных предприятий госсектора.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Сербия на пути к независимому государству (конец XVIII в. - 1878 г.)
Белградский пашалык не случайно явился центром объединения будущего сербского государства и первой славянской территорией Османской империи, получившей автономию. Несколько факторов обусловили специфическое развитие этого одного из наиболее беспокойных пашалыков Порты. Прежде всего его географическое положение на границе с Австрийской и ...

Строительство внутренних войск в годы войны
Сложная обстановка первых месяцев войны наложила свой отпечаток как на структуру Наркомата внутренних дел, так и на подчиненные ему виды войск. НКВД и НКГБ, функционировавшие с 3 февраля 1941 г. как самостоятельные наркоматы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1941 г. были объединены в единый Наркомат внутренних дел. Ст ...

Реформы 60-70-х гг. XIX в. в России, их характер, социально-экономические и политические результаты.
Реформы 60-70 стали новым этапом европеизации России. 1)Крестьянская реформа ; 2)Судебная реформа . Судебная власть была отделена от законодательной и исполнительной, судьи стали несменяемы и обрели реальную независимость от правительственных чиновников. Были введены гласность и состязательность судебного процесса, обвинял подсудимого ...