Власть царя в раннем Риме
Страница 1

История » Римская община и ее управление » Власть царя в раннем Риме

Легенды и источники представляют семь римских царей, всегда называя их одними и теми же именами и в одном и том же порядке: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Приск (Древний), Сервий Туллий и Тарквиний Гордый.

Термин, обозначавший царя - это гех. Лингвисты и историки изучали этот термин. Э. Гьёрстад отмечал, что слово«rex» относится к группе индоевропейских слов, обозначающих носителей царской власти у многих народов, в том числе в санскрите. В словаре Эрну-Мейе с ним связано кельтское имя Dumnorix. Э. Гьёрстад привел эти данные для доказательства существования царской власти у римлян в догородскую эпоху, т.е. в древности[11].

По мнению известного исследователя римской истории С.Н. Ковалева[8] сенат, народное собрание и rex (царь) стоят в одном ряду. Царя нужно представлять по типу греческого басилевса гомеровской эпохи, т. е. он не был каким-то неограниченным монархом. Скорее - он племенной вождь, не наследственный, но избираемый пожизненно. Он являлся военачальником (это, по-видимому, была его главная функция), представителем общины перед богами, т. е. верховным жрецом, и пользовался судебной властью, объем которой не ясен.

Не менее известный исследователь Рима Т. Моммзен[12] считает, что государственное устройство раннего Рима было отображением семейных отношений. По римским понятиям, государство так же нуждалось в полноправном главе, как и семья, а так как между свободными и равноправными гражданами не было прирожденного главы, то из среды полноправных и способных носить оружие граждан избирался пожизненно царь, правитель, который и имел все признаки власти отца в семье. Воля его законно ничем не была ограничена. Он безапелляционно судил и налагал наказания. Приговорив кого-либо даже к смерти, он мог, но не был обязан допустить обращение к народу с просьбою о помиловании. Он принимал за всю общину такие решения, как заключение мира и объявление войны, он назначал отрядных начальников во время войны и градоправителя на время своего отсутствия, и эти лица были просто его уполномоченными, а не должностными лицами в нашем смысле слова. Единственное легальное ограничение власти царя состояло в том, что он мог лишь применять законы, а не изменять их. Царю повиновались не как высшему существу, а лишь потому, что для общины считалось наиболее удобным иметь полноправного главу. Царь имел право и был даже обязан назначить себе преемника; если же он почему-либо этого не сделал, то коллегия отцов предлагала гражданам Рима царя и, если община принимала его, он становился царем.

Поскольку в раннем Риме царь – это скорее должность, необходимо рассмотреть каким образом происходило замещение этой должности[11].

Избрание (creatio) царя было важнейшей функцией куриатных собраний. Так, по Дионисию [11,c. 126] сам Ромул созвал народное собрание, объявил о благоприятных для него ауспициях и был им назначен царем. В период между гибелью одного царя и выборами другого важную роль в управлении Римом играл сенат, так по смерти Ромула сенат избрал из своей среды (inter se) десять декурий, к которым поочередно должно было переходить управление Римом. Из состава каждой декурии один сенатор на пятидневный срок облекался знаками царской власти, но управляли делами тем не менее коллегиально. Такой порядок назван был междуцарствием - interregnum, и продолжался он год. По сообщению Тита Ливия выясняется, что в обязанности интеррекса, т. е. дежурного правителя, входил созыв народного собрания для решения вопроса о форме правления и кандидатуре нового царя.

Как видно основными обязанностями царя были обязанности верховного военачальника, судьи и жреца.

О деятельности царя как военачальника, как ответственного за военную мощь общины вообще, источники говорят неоднократно. Как бы ни относиться к конкретно-исторической ситуации Рима в начале царского периода, нельзя сбросить со счета то обстоятельство, что Ромул, затем Тулл Гостилий, а также Марций изображены в античной традиции как непрестанно воюющие цари. Именно по контрасту с ними нарисован портрет Нумы как правителя мирного, сознательно строившего свое царствование на иных, чем воинственный Ромул, принципах. Это особо подчеркивается Ливнем, Дионисием, Цицероном, Плутархом. Однако из рассказов античных авторов выясняется, что царь не только военачальник, т.е. главнокомандующий, но он и организатор военных сил. Конечно, родовые ополчения не были созданы Ромулом, как об этом рассказывают античные писатели. Эти ополчения несомненно были уже при его предшественниках. Но, видимо, в его время или, может быть, к его времени воинский контингент был упорядочен. Было урегулировано числовое соотношение воинских единиц. Ромулу приписывается и создание корпуса целеров. Во всех объяснениях происхождения наименования учрежденного Ромулом отряда обращает на себя внимание то, что оно связывается с подвижностью и быстротой действий.

Страницы: 1 2 3 4 5

Особенности монархического правления в Древнем Риме
В III-I вв. до н.э. Римское государство в результате войн превратилось в могущественную державу. Дальнейшее развитие производства, расширение внешней торговли привело к существенным изменениям в социально-экономической структуре римского общества. Рост рабовладения и развитие товарно-денежных отношений привели к замене натурального сел ...

Религиозный аспект деятельности ихэтуаней
Фэншуй как система не менее древняя, чем сам Китай, всегда оказывал огромное влияние на социально-экономическое, политическое и духовное развитие китайского общества. Последствия влияния этого явления на поведение народных масс порой поражают исследователя. Текст одной из популярных песней ихэтуаней, который отражает причины и цели их ...

Рассказ капитана Федоровца.
Бой «Сейбра» и МиГа при равном пилотском мастерстве описан со слов советского аса, капитана Семена Федоровца, защищавшего в 1953 г. плотину ГЭС близ города Супхун от уничтожения американскими штурмовиками под сильным прикрытием истребителей. Эскадрилья Федоровца подошла к месту событий, когда бой уже разгорелся. Среди русского и америка ...