Восточные славяне во второй половине IX века
Страница 2

История » Влияние варягов на становление русской государственности » Восточные славяне во второй половине IX века

Такой способ обработки земли назывался подсечным и был распространен в северных районах, где было много леса. На юге, где леса не было, применяли другой способ - перелог. При этом выбранный участок земли распахивали и засевали, а на следующий год пахали уже на новом месте.

Кроме земледелия древние славяне также занимались разведением домашнего скота - овец, коров и свиней, охотились на разных зверей, ловили рыбу. Очень важным в хозяйственном отношении занятием было бортничество - собирание меда диких пчел.

Но главным занятием для древних славян всегда оставалось земледелие. Вот почему в славянских названиях месяцев, которые до сих пор сохранились в украинском, белорусском и других языках, дошел до нашего времени календарь основных земледельческих работ.

Издревле и в течение многих столетий простые русские люди употребляли в пищу практически одно и то же. Их меню состояло прежде всего из ржаного, реже пшеничного, хлеба, каши, овсяного киселя и различных овощей. Обильна и доступна для всех была мясная кухня: кроме домашних животных и птиц, ели всякого рода дичь, которой было полно в лесах. Реки и озера изобиловали рыбой. В пищу употребляли и мясо медведей или белок, однако с этим не соглашалось духовенство, считая диких животных «нечистыми». Не полагалось есть и так называемую «давленину», то есть тех птиц, которые были удавлены силками, а не зарезаны или застрелены. Во время праздников готовились особо торжественные блюда — пироги и блины.

Очень долго на Руси ничего не знали о пряностях (соли, перце, ядрице). Впрочем, как и о картошке. Она начала культивироваться в стране только с XVIII века.[5]

Из напитков русские люди употребляли в основном различные сорта кваса, браги, пива, меда. Заморские же (виноградные) вина были доступны только очень состоятельным людям. Такие привычные для нас напитки, как чай и кофе, впервые появились в России во второй половине XVII века.

Славяне признавали язычество - одна из ранних форм религии, основанная на вере в добрых и злых духов, которые управляют миром, окружающим человека. Постепенно сложились довольно развитый пантеон славянских богов. В нём соединились местные и общеславянские божества. Главным из них являлись бог Вселенной - Род, божество солнца - Даждьбог (у некоторых славянских племён он назывался Ярило или Хорс),Сварог - бог огня, Велес - скота и богатства, Перун - бог грозы и войны, Мокошь - богиня Земли и плодородия.[6]

В объединении функций в образе одного бога явственно видны следы обожествления сил природы. Местами поклонения богам служили возвышенные места, священные рощи. Там сооружались деревянные и каменные изваяния, у каждого племени существовали общие святилища, где совершались обряды во время праздников и решались важнейшие вопросы племенной жизни.

С возрастанием роли князя и военной дружины главным богом стал Перун - бог грозы и войны. Его именем скреплялись дипломатические договоры, клялись послы.

Кроме того, было распространено почитание домашних богов. Поэтому очаг и печь считались священными местами в доме.

С древнейших времён у славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь Солнца и смены времён года. Поколение должно было обеспечить высокий урожай, здоровье людей и скота. Особыми обрядами сопровождались главные события в жизни человека - рождение, свадьба, смерть.

Погребение умерших древними славянами было обставлено многообразной обрядностью, которая существенно менялась с течением времени. В глубокой древности тело умершего помещали в деревянный гроб, который переносили на возвышенное место, где уже был приготовлен постамент из дров, обкладывали сухой соломой и сжигали.

Оставшиеся после сожжения останки помещали в урну и хоронили в специальном могильнике. С течением времени (по мере того, как развивались представления о загробном мире) обряд погребения претерпел существенные изменения. Они особенно заметны при многочисленных раскопках богатых княжеских погребений.

Страницы: 1 2 3

Завершающий период Вов . Роль СССР в мировой войне. Значение и цена победы.
Зимой 1943-44гг. была разгромлена немецкая группа армий «Юг», освобождена Правобережная и часть Западной Украины. Советские войска вышли к гос-й границе. В январе 44г была полностью снята блокада Ленинграда. 6июня 44г в Европе был открыт второй фронт. В ходе операции «Багратион» почти зеркально повторила немецкий блицкриг. Перейдя 33 ию ...

Итоги.
Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным. Читая о том как он это делал, возникает много вопросов к Русской Православной Церкви, и меняется отношение к самому христианству. Сейчас можно наблюдать возрождение язычества. Множество сетевых ресурсов проповедуют язычество, и их с ...

Эксплуатация и разграбление экономики Приднестровья
Согласившись на установление в Буго-Днестровском междуречье румынской администрации, немецкие фашисты тем не менее не отказались от эксплуатации экономики области. Эффективным средством грабежа стала эмиссия ничем не обеспеченных оккупационных марок «Reichkreditkassenschein» (PKKC). Введению их в обращение предшествовал переходный перио ...