Истоки либерализма
Страница 2

Наряду с французскими просветителями, важный вклад в либерализм внесли Дэвид Юм, Иммануил Кант и Адам Смит. Дэвид Юм утверждал, что фундаментальные (природные) законы человеческого поведения диктуют нравственные нормы, которые невозможно ни ограничить, ни подавить. Под влиянием этих взглядов Кант дал этическое обоснование правам человека без ссылок на религию (как это имело место до него). Согласно его учению, эти права основываются на естественнонаучных законах и объективной истине.

Адам Смит развил теорию, что нравственная жизнь и экономическая деятельность возможны без директив со стороны государства и что наиболее сильны те нации, в которых граждане свободны проявлять свою собственную инициативу. Он призывал покончить с феодальным и меркантильным регулированием, с патентами и возникшими благодаря протекции государства монополиями. В «Теории моральных сентиментов» (1759 г.) он развил теорию мотивации, которая приводит личную материальную заинтересованность в согласие с нерегулируемым общественным порядком. В «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) он утверждал, что при определенных условиях свободный рынок способен к естественному саморегулированию и способен достичь большей производительности, чем рынок со множеством ограничений. Правительству он отводил решение задач, которые невозможно увязать с жаждой прибыли, например, предотвращение мошенничества или противозаконного применения силы. Его теория налогообложения заключалась в том, что налоги не должны наносить вреда экономике и что процентная ставка налога должна быть постоянной.

Идея, что обычные люди могут заниматься своими делами без вмешательства монархов, аристократии или церкви, оставалось чистой теорией до американской и французской революций. Все более поздние революционеры-либералы следовали этим двум примерам.

Страницы: 1 2 

Глава 4
Китайский император в начале XV в. установил около города Нанкина, бывшего тогда столицей Поднебесной, каменную стелу с обещанием своим подданным посвятить деятельность «нравственному перевоспитанию и изменению варварских привычек» других народов. О какой характерной черте восточных цивилизаций свидетельствуют эти слова? Каким образом т ...

Черногория в 1878-1914 гг.
Согласно условиям Берлинского трактата (13 июля 1878 г.) территория Черногорского независимого княжества увеличилась более чем в два раза, с 4.400 до 9.475 кв.км. Первая перепись населения была проведена в 1910 году и констатировала, что в стране проживает 220.000 человек. После завоевания независимости Черногория не только приобрела н ...

Лесной район Припяти
К северу от Припяти жили дреговичи, к югу - древляне. В десятом веке древляне обитали в лесной и болотистой местности между течениями рек Ирши и Тетерева на юге и Припяти на севере. Однако, есть основания считать, что в более отдаленные времена, предшествовавшие отступлению полян от нижнего Днепра в район Киева вследствие натиска мадьяр ...