Истоки либерализма
Страница 1

Либерализм как идеология упирается своими корнями в гуманизм, который в период Ренессанса бросил вызов власти католической церкви, а также в английскую Славную революцию, во время которой Виги утвердили свое право выбирать короля. Последнее стало предтечей воззрения, что верховная власть должна принадлежать народу. Однако полноценные либеральные движения возникли в эпоху Просвещения во Франции, Англии и колониальной Америке. Их противниками были абсолютная монархия, меркантилизм, ортодоксальные религии и клерикализм. Эти либеральные движения также первыми сформулировали концепцию прав личности на основе конституционализма и самоуправления посредством свободно выбранных представителей. Идею, что свободные личности могут стать основой стабильного общества, выдвинул Джон Локк. Его «Два трактата о правлении» (1690 г.) сформулировали два фундаментальных либеральных принципа: экономической свободы как права на личное владение и пользование собственностью и интеллектуальной свободы, включающей свободу совести. Основой его теории является представление о естественных правах: на жизнь, на личную свободу и на частную собственность, которое явилась предтечей современных прав человека. Вступая в общество, граждане заключают общественный договор, согласно которому они отказываются от своих властных полномочий в пользу правительства, чтобы оно защищало их естественные права. В своих взглядах Локк отстаивал интересы английской буржуазии, в частности, он не распространял свободу совести на католиков, а права человека на крестьян и слуг. Локк также не одобрял демократию. Тем не менее, ряд положений его учения легли в основу идеологии американской и французской революций.

На европейском континенте развитием доктрины о всеобщем равенстве граждан перед законом, которому должны подчиняться даже монархи, занимался Шарль Луи Монтескьё. Основными инструментами ограничения государственной власти Монтескьё считал разделение властей и федерализм. Его последователи, экономисты Жан-Батист Сэй и Дестют де Траси, были страстными популяризаторами «гармонии рынка» и принципа невмешательства государства в экономику. Из мыслителей эпохи Просвещения наибольшее влияние на либеральную мысль оказали две фигуры: Вольтер, который выступал за конституционную монархию, и Жан Жак Руссо, который развил учение о естественной свободе. Вольтер подчеркивал важность религиозной терпимости и недопустимость пыток и унижения человеческого достоинства. В трактате «Об общественном договоре» Руссо придал новое понимание этой концепции. Он обратил внимание, что множество людей оказывается частью общества, не имея собственности, т. е., общественный договор просто закрепляет права собственности за её фактическими обладателями. Чтобы такой договор был легитимным, в обмен на свою независимость человек должен получить блага, которые ему может обеспечить только общество. Одним из таких благ Руссо считал образование, которое позволяет людям наилучшим образом реализовать свои способности, и при этом делает из людей законопослушных граждан. Другим благом является коллективная республиканская свобода, которую личность обретает посредством отождествления себя с нацией и национальными интересами. Воля нации как единого целого может быть реализована только при условии самоопределения народов. Таким образом, общественный договор ведет к национальному согласию, национальной воле и национальному единству. Эти идеи стали ключевым элементом декларации Национального собрания во время Великой Французской революции и воззрений таких либеральных американских мыслителей, как Бенджамин Франклин и Томас Джефферсон.

Страницы: 1 2

Форсированная индустриализация: успех, трудности и противоречия.
К 1926 г. советская экономика достигла уровня 1913 года, хотя СССР завершил ее восстановление на устаревшей технической и технологической базе. При этом достаточно высоким оставался уровень технологической зависимости СССР от государств Запада. В 1929-32 гг. около 1 млрд. рублей валюты страна тратила на импорт тракторов и автомобилей, ч ...

Религия структурообразующий компонент Западноевропейской средневековой цивилизации
Характерный признак Средневековой цивилизации Запада господство мировой религии, христианства. Идеология в ее религиозной форме впервые стала доминирующим фактором в обществе. Пожалуй, за всю историю человечества не было времени, когда бы значение религии, церкви было столь велико. Теологическому мировоззрению были подчинены мораль, фил ...

Первые майнцские издания, процесс с фустом и 42-строчная библия
Изучение этапов совершенствования типографского шрифта Гутенбергом позволяет датировать самый ранний отпечаток приблизительно 1445 г. Это так называемый «Фрагмент о Страшном суде» — запечатанный с двух сторон маленъкий листок бумаги, извлеченный из переплета и сильно обрезанный. Текст описывает картины Страшного суда и является отрывком ...