Глава 34
Сравните представления о мире человека XV в. и начала XX в. Что изменилось? Почему?
XV в. – эпоха Возрождения – эпоха, направленная на человека как центра культурного развития (антропоцентризм), центра мира. Если раньше систему ценностей человека строила церковь, а в центре ее был Бог, то постепенно с многочисленными конфликтами религиозной и светской власти человек утрачивает веру в незыблимость их обеих, обращает внимание на себя и себе подобных. XV в. - это эпоха развития гуманистических ценностей. У человека появилось естественное и неотъемлемое право на свободу, счастье, развитие. Благо человека стало критерием оценки социальных институтов, этапов развития общества и культуры. Мыслители разных стран обращаются к внутреннему миру человека, его индивидуальности, таланту. В обществе начинают создаваться условия для всестороннего развития личности с его рождения. Особое внимание к детству приводит к развитию науки о воспитании – педагогики (Э. Роттердамский, М. Монтень). У искусства появляется автор, в нем развивается жанр – автопортрет.
н. ХХ в. – апогей развития личности. Человек ставит себя в центр вселенной. С помощью разума он изучает окружающую природу, выводит законы и с помощью них преобразовывает мир. Новые научно-технические открытия изменяют его жизнь, помогают в быту, являются основой развития экономики, в большей степени промышленности. Человек становится на пороге индустриального общества, эпохи главенства механизмов. Его механистическое мышление распространяется на все сферы жизни. Постепенно же он сам превращается в часть этого механизма, в винтик огромной машины.
Борьба северо-западной Руси с агрессией шведских и немецких рыцарей в XIII
в. Александр Невский
Юго-восточное побережье Балтийского моря от Финского залива до Вислы было заселено славянскими, финно-угорскими и балтийскими племенами. В этой части Восточной Европы в конце XII в. шел процесс перехода к классовому обществу. В условиях отсутствия собственной государственности и церковных институтов сильное влияние на Прибалтику оказыва ...
Набор военно-служилого класса и общественные элементы,
пошедшие на его образование.
При таких обстоятельствах, когда внешняя борьба стала постоянной, непрерывной, и притом на огромном пространстве, стало уже не мыслимо стягивать народные ополчения как в удельную эпоху, а требовалось организовать особый, удо-боподвижный и достаточно многочисленный военный класс (враги выступали десятками тысяч и даже сотнями). Эта орган ...
Сражение на реке Березина
Сражение на Березине состоялась 26 ноября 1812. Бой завершился со смешанным результатом. Французы понесли очень большие потери, но сумели переправиться через реку и избежать ловушки. С рассветом началась переправа остатков французских войск через реку. С невероятным трудом, мужеством и героизмом французским саперам удалось построить два ...