Глава 34

Сравните представления о мире человека XV в. и начала XX в. Что изменилось? Почему?

XV в. – эпоха Возрождения – эпоха, направленная на человека как центра культурного развития (антропоцентризм), центра мира. Если раньше систему ценностей человека строила церковь, а в центре ее был Бог, то постепенно с многочисленными конфликтами религиозной и светской власти человек утрачивает веру в незыблимость их обеих, обращает внимание на себя и себе подобных. XV в. - это эпоха развития гуманистических ценностей. У человека появилось естественное и неотъемлемое право на свободу, счастье, развитие. Благо человека стало критерием оценки социальных институтов, этапов развития общества и культуры. Мыслители разных стран обращаются к внутреннему миру человека, его индивидуальности, таланту. В обществе начинают создаваться условия для всестороннего развития личности с его рождения. Особое внимание к детству приводит к развитию науки о воспитании – педагогики (Э. Роттердамский, М. Монтень). У искусства появляется автор, в нем развивается жанр – автопортрет.

н. ХХ в. – апогей развития личности. Человек ставит себя в центр вселенной. С помощью разума он изучает окружающую природу, выводит законы и с помощью них преобразовывает мир. Новые научно-технические открытия изменяют его жизнь, помогают в быту, являются основой развития экономики, в большей степени промышленности. Человек становится на пороге индустриального общества, эпохи главенства механизмов. Его механистическое мышление распространяется на все сферы жизни. Постепенно же он сам превращается в часть этого механизма, в винтик огромной машины.

Национально-государственное строительство (1920-е - 1930-е гг.)
В советский период процессы национально-государственного строительства в 1920 - 1930 гг. вследствие догматизации науки и господства идеологии сталинизма изображались преимущественно как шествие от одного успеха к другому. В постсоветское время ситуация резко изменилась, и теперь историки открыто пишут о допущенных в прошлом ошибках, свя ...

Происхождение термина «крепостное право». Холопство на Руси
Крепостью в дневнерусском праве назывался акт, символический или письменный, утверждавший власть лица над известной вещью. Власть, укрепленная таким актом, давала владельцу крепостное право на эту вещь. Предметом крепостного обладания в Древней Руси были и люди. Такие крепостные назывались холопами и робами. На древнерусском юридическом ...

Завоевание Южных земель Руси
Весной 1239г. Батый разгромил южную Русь (Переславль-Южный), осенью-Черниговское княжество. Осенью следующего 1240г. монгольские войска, форсировав Днепр, осадили Киев. После длительной обороны, которую возглавил воевода Дмитрий, татары разгромили Киев. В следующем 1241г. нападению подверглось Галицко-Волынское княжество. Цели завоеван ...