Глава 34
Сравните представления о мире человека XV в. и начала XX в. Что изменилось? Почему?
XV в. – эпоха Возрождения – эпоха, направленная на человека как центра культурного развития (антропоцентризм), центра мира. Если раньше систему ценностей человека строила церковь, а в центре ее был Бог, то постепенно с многочисленными конфликтами религиозной и светской власти человек утрачивает веру в незыблимость их обеих, обращает внимание на себя и себе подобных. XV в. - это эпоха развития гуманистических ценностей. У человека появилось естественное и неотъемлемое право на свободу, счастье, развитие. Благо человека стало критерием оценки социальных институтов, этапов развития общества и культуры. Мыслители разных стран обращаются к внутреннему миру человека, его индивидуальности, таланту. В обществе начинают создаваться условия для всестороннего развития личности с его рождения. Особое внимание к детству приводит к развитию науки о воспитании – педагогики (Э. Роттердамский, М. Монтень). У искусства появляется автор, в нем развивается жанр – автопортрет.
н. ХХ в. – апогей развития личности. Человек ставит себя в центр вселенной. С помощью разума он изучает окружающую природу, выводит законы и с помощью них преобразовывает мир. Новые научно-технические открытия изменяют его жизнь, помогают в быту, являются основой развития экономики, в большей степени промышленности. Человек становится на пороге индустриального общества, эпохи главенства механизмов. Его механистическое мышление распространяется на все сферы жизни. Постепенно же он сам превращается в часть этого механизма, в винтик огромной машины.
Правление Александра Обреновича (1893-1903). Экономическая и политическая
ситуация в королевстве Сербия
Престиж короля Милана и его правительства был серьезно подорван неудачной для Сербии войной с Болгарией. В сентябре 1885 г. по совету своих внешнеполитических партнеров Австро-Венгрии и Германии Сербия напала на Болгарское княжество. Попытка воспользоваться сложным политическим положением молодого болгарского государства, связанным с во ...
Коллективизация сельского хозяйства (I-III), пятилетки, цели,
осуществление. Итоги и последствия коллективизации, Культурная революция
В 1927 г. XV съезд партии принял решение о проведении коллективизации. Ее начало подхлестнули трудности с хлебом в 1928 г. Введение коллективных хозяйств (колхозов) упростило принудительный сбор зерна с крестьян. "Сплошная" коллективизация началась в 1929 г. Государство стало повышать налоги на единоличников. К вступлению в ко ...
"Великие реформы" 60-70-х гг. XIX в.: судебная, земская,
городская, военная, народного образования, их историческое значение
В 1864 г. Александр II провел земскую реформу. Было издано "Положение о губернских и уездных земских учреждениях", создавались выборные органы местного самоуправления — земства. Они были призваны решать проблемы населения, частично возместить дворянам утрату прежней власти.
В губерниях и уездах создавались земские собрания-ра ...
