Глава 1Страница 1
В традиционной европейской цивилизации в XV в. имелись преграды для прогрессивного развития, как и на Востоке, но в отличие от восточных цивилизаций Европа обладала уникальными характеристиками, способствовавшими эволюции. Назовите традиции и явления, доказывающие наличие этих противоположных тенденций развития Европы в XV в. Можно ли говорить о преобладании одного из направлений исторического развития в это время?
Влияние уникальности европейской цивилизации на процессы модернизации.
1) Ориентация на изучение опыта других стран, народов и заимствование опыта. В противовес этому Восточная цивилизация воспринимает себя как образец совершенства, что привело к пренебрежительному отношению к опыту других стран. Стремление лишь к совершенствованию старого ведет к «тупику виртуозности».
2) Признание за каждым индивидом его уникальности.
3) Европейская цивилизация создала совершенно особую форму участия человека в политике — самоуправление. Полис — городское самоуправление, коммунальные революции — города получают хартии на самоуправление: право самостоят. экономич. политики, собств. Орган управления Городской совет, право на создание собственного ополчения и возведения оборонительных сооружений. В средневековья появляются сословно-представительные учреждения (функция совета с правителем или более широкие права, напр. в Англии).
С XIV века Палата Общин получила право вотирования — введения новых налогов и право импичмента (проведения судебного расследования по деятельности советников короля или самого короля и вынесения решения об отставке).
В некоторых государствах в нижнюю палату представителей избирали людей их низких сословий, а в Швеции избирали даже крестьян. Избранные в Парламент начинают формировать культуру парламентских дебатов, дискуссий.
4) Традиция создания письменного права. Основные принципы: состязательность, право на аппеляцию, презумпция невиновности. Средневековье: салические законы, кутюмы, зерцала, 1215 год — Великая Хартия Вольностей (правление Иоанна Безземельного), документ, определяющий права подданных и обязанности государя.
5) Постоянная борьба между светской и религиозной властью. На Востоке — теократия (Халифат). Результатом этой борьбы стало исчезновение пиетета как к светской так и к религиозной власти.
6) Корпоративность средневекового общества выступает одновременно как тормоз прогресса (цеховые правила, религиозный консерватизм), и воспитывающий ответственность и чувство долга фактор.
7) ЕЦ создала совершенно особое отношение к знанию и особую систему образования, универсальную и прагматичную.
8) Европа имеет иные географические условия в отличии от Востока: начиная с XIII века человек сам вынужден заботиться о плодородии почвы, т.к. Европа была уже заселена и поделена. В земледелии начинает формироваться интенсивный характер труда.
9) Формируется особый тип работника — работник универсального типа.
С другой стороны традиционализм, цеховая система и экономически неэффективные феодальные отношения тормозили развитие развитие ЕЦ.
Русско-австрийский фронт в 1915 г.. Карпатская
операция
Одновременно с наступательными операциями в Восточной Пруссии крупные события происходили в полосе Юго-Западного фронта. Армии его левого крыла к началу января 1915г. занимали растянутое положение вдоль Карпатского хребта. Они вели оборонительные бои с австрийскими войсками, прикрывавшими пути на Венгерскую равнину. Сложные условия горн ...
Движение
ихэтуаней
С самого начала всех повстанцев объединял пафос борьбы с поработителями Китая - "длинноносыми", "заморскими дьяволами", т.е. иностранцами. Первыми поднялась группа разрозненных тайных обществ, действовавших в провинции Шаньдун, большинство из которых практиковали боевые искусства (ушу или кунг-фу) и различные мистиче ...
Народ и первый самозванец
В 1601-1602 гг. на Украине объявился человек, называвший себя царевичем Дмитрием, сыном Ивана Грозного, якобы чудом спасшимся то убийц в Угличе. На самом деле «царевич» был самозванцем (по официальной версии правительства Годунова – беглым монахом московского Чудова монастыря Григорием Отрепьевым).
Весть о появлении «законного царя Дми ...
