Предмет, методология и задачи Отечественной истории как науки.

История » Отечественная история » Предмет, методология и задачи Отечественной истории как науки.

Предметомизучения истории как науки является в первую очередь выявление и исследование законов, закономерностей, тенденций развития человечества на протяжении всего периода его существования. Предмет курса «отечественная история» значительно уже предмета исторической науки и отличается кругом проблем, хронологическими рамками.

В курсе изучению подлежат, прежде всего, социально-политические процессы, а также внутренняя и внешняя политика, история становления и смена политических режимов, история общественно-политических движений и партий; процессы модернизации, реформы и революции, деятельности выдающихся исторических личностей нашего Отечества.

История Отечества- часть всемирной истории, поэтому в учебном курсе история России рассматривается во взаимосвязи и взаимовлиянии с историей других стран и народов. Это особенно важно, так как наша народность, государственность, цивилизация формировалась под воздействием востока и Запада.

Метод

(способ исследования) показывает как происходит познание, на какой методологической основе, на каких научных принципах. Метод – это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Более двух тысячелетий назад возникли два основных подхода в исторической мысли, которые существуют и поныне: это идеалистическое и материалистическое понимание истории.

Представители идеалистической концепции в истории считают, что дух и сознание первичны и более важны, чем материя и природа. Тем самым они утверждают, что человеческая душа и разум определяют тепы и характер исторического развития, а другие процессы , в том числе и в экономике, вторичны, производны от духа. Таким образом идеалисты делают вывод, что в основе исторического прочеса находится духовное нравственное совершенствование людей, а человеческое общество развивает сам человек, в то время как способности человеку даны Богом.

Сторонники материалистической концепции утверждали и утверждают противоположное: так как материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей, то именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и другие отношения между людьми. Для западной исторической науки более характерен идеалистический подход, для отечественно – материалистический. Современная историческая наука основана на диалектико –материалистическом методе, который рассматривает общественное развитие как естественно – исторический процесс, который определяется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора посредством деятельности масс, классов, политических партий, вождей, лидеров.

Существуют также специально – исторические методы исследования :

- хронологический – предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности;

- синхронный – предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе;

- дихронный – метод периодизации;

- историческое моделирование;

- статистический метод.

Если в школе на первый план выдвигается задача

познакомить учащихся с историческими фактами и событиями, то в вузовском – выявить сущность исторических явлений, дать им научное объяснение.

Итоги восстания
Фридрих Первый приехал в мае 1547 года в город Литомержице. Сперва он издал декларацию, что не намерен наказывать всех, и таким образом ограничивать права чешского королевства. Он обещал пощадить каждого, кто приедет к нему с обещанием послушности. Только оставил за собой право не принять главных вождей восстания. В конце концов, Фридри ...

Реформы 1992-1998 гг. - их экономические и социальные последствия
Я выбрала тему реформ 1992-1998 годов, потому что она для меня более близка. Мне было 6 лет, когда начались эти реформы. После распада СССР, стране и ее жителям пришлось нелегко. Мои родители и более старшее поколение до сих пор вспоминают те времена со страхом. Когда с полок магазинов сметалось все, когда рубль просто перестал быть ден ...

Предпосылки чеченской войны
Отголоском этих конфликтов и в то же время их логическим продолже­нием стали события августа 1991 г., ко­гда СССР распался на несколько от­дельных государств. Власть в Грозном (столице Чечни) взял в свои руки Об­щенациональный конгресс чеченско­го народа (ОКЧН) во главе с бывшим генералом советских Военно-Воздушных Сил Джохаром Дудаевым ...