Предмет, методология и задачи Отечественной истории как науки.
Предметомизучения истории как науки является в первую очередь выявление и исследование законов, закономерностей, тенденций развития человечества на протяжении всего периода его существования. Предмет курса «отечественная история» значительно уже предмета исторической науки и отличается кругом проблем, хронологическими рамками.
В курсе изучению подлежат, прежде всего, социально-политические процессы, а также внутренняя и внешняя политика, история становления и смена политических режимов, история общественно-политических движений и партий; процессы модернизации, реформы и революции, деятельности выдающихся исторических личностей нашего Отечества.
История Отечества- часть всемирной истории, поэтому в учебном курсе история России рассматривается во взаимосвязи и взаимовлиянии с историей других стран и народов. Это особенно важно, так как наша народность, государственность, цивилизация формировалась под воздействием востока и Запада.
Метод
(способ исследования) показывает как происходит познание, на какой методологической основе, на каких научных принципах. Метод – это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Более двух тысячелетий назад возникли два основных подхода в исторической мысли, которые существуют и поныне: это идеалистическое и материалистическое понимание истории.
Представители идеалистической концепции в истории считают, что дух и сознание первичны и более важны, чем материя и природа. Тем самым они утверждают, что человеческая душа и разум определяют тепы и характер исторического развития, а другие процессы , в том числе и в экономике, вторичны, производны от духа. Таким образом идеалисты делают вывод, что в основе исторического прочеса находится духовное нравственное совершенствование людей, а человеческое общество развивает сам человек, в то время как способности человеку даны Богом.
Сторонники материалистической концепции утверждали и утверждают противоположное: так как материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей, то именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и другие отношения между людьми. Для западной исторической науки более характерен идеалистический подход, для отечественно – материалистический. Современная историческая наука основана на диалектико –материалистическом методе, который рассматривает общественное развитие как естественно – исторический процесс, который определяется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора посредством деятельности масс, классов, политических партий, вождей, лидеров.
Существуют также специально – исторические методы исследования :
- хронологический – предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности;
- синхронный – предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе;
- дихронный – метод периодизации;
- историческое моделирование;
- статистический метод.
Если в школе на первый план выдвигается задача
познакомить учащихся с историческими фактами и событиями, то в вузовском – выявить сущность исторических явлений, дать им научное объяснение.
Участие торгового
сословия в представительных, совещательных, общественных организациях и
учреждениях
Сословиями принято называть общественные группы, обладающие определенными правами и обязанностями, которые закреплены в обычае или в законе и передаются по наследству. При сословной организации общества положение каждого человека находится в строгой зависимости от его сословной принадлежности, которая определяет род его занятий, круг об ...
Завершение юридического оформления крепостничества. Значение Соборного
Уложения 1649 года в дальнейшей разработке системы феодального законодательства
России
В феодальном обществе право в своем развитии проходит три стадии: относительно единое право, партикулярное и унифицированное.[1] Каждая из этих фаз отвечает определенному уровню развития производственных отношений и политической надстройки. Стадия унифицированного права возникает в процессе становления единого государства. В России она ...
Подготовка к съезду казаков
Дона
Прежде чем рассматривать непосредственно процесс возрождения казачества, необходимо на мой взгляд обратить внимание на само понятие возрождение и его применимость к происходящим процессам. Что касается термина «возрождение», то здесь наблюдаются значительные расхождения при сопоставлении различных формулировок, относящихся к данному пон ...
