Итоги и историческое значение революции
Страница 1

История » Революция в Китае, Иране, Турции » Итоги и историческое значение революции

Младотурецкая революция была буржуазной революцией, весьма ограниченной и верхушечной. Она не уничтожила в стране докапиталистические отношения и не освободила Турцию от полуколониальной зависимости.

Принятые в 1909 г. парламентом законы и поправки, внесенные в конституцию 1876 г., хотя и были направлены на укрепление буржуазного характера государства, однако не поколебали основ существовавшего режима. В вопросах государственного преобразования младотурки действовали весьма осторожно и последовательно. Решительно они отстаивали лишь принцип целостности Османской империи, проводя в отношении угнетенных национальных меньшинств шовинистическую политику.

На характере революции сказались также узость социальной базы младотурок, боязнь их опереться на народные массы и на потенциал угнетенных национальных меньшинств. Революция была осуществлена с весьма умеренной программой – восстановление конституции 1876 г. и замена деспотического режима режимом конституционной монархии. Она не принесла никакого облегчения широким слоям населения.

Более того, по отношению к рабочему и крестьянскому движению младотурецкое правительство заняло открыто враждебную позицию. Запрещение стачек было оформлено в законодательном порядке. Возникшие профсоюзы, а потом и политические организации рабочего класса подвергались репрессиям и в конце концов были запрещены. Крестьяне не получили ни земли, ни освобождения от повинностей и откупной системы. Начав проводить кадастр, младотурки усилили обезземеливание крестьянства. Фактически, младотурки ничего не сделали для решения аграрного вопроса.

Материалы архивов России и Болгарии дают возможность опровергнуть существовавшее в исторической литературе мнение о так называемой Неврокопской программе младотурок, в которой будто бы были включены пункты, отражавшие интересы крестьян и рабочих. "В действительности младотурки никогда не выдвигали требований демократического решения ни крестьянского, ни рабочего вопросов". (В.И. Шпилькова).

Младотурецкая революция не смогла решить и национального вопроса. Национальные меньшинства испытали при младотурках такие же бедствия, как и во время "зулюма". Под флагом "оттоманизма" младотурки проводили политику насильственного отуречивания. Возобновились армянские погромы, карательные экспедиции против македонцев, албанцев, арабов. От прежнего блока между младотурками и "буржуазно-революционными" организациями нетурецких народов не осталось и следа.

Триполитанская (1911 г.) и балканская (1912–1913 гг.) войны огнем и мечом разрушили иллюзию "оттоманизма". Турция потеряла последнее из своих африканских владений. В Европе от нее отпали Македония, Албания, греческие острова. Вместе с тем войны наглядно продемонстрировали враждебность идее "оттоманизма" не только со стороны нетурецких народов, но и со стороны самих турок. Анатолийский крестьянин явно не желал проливать кровь во имя сохранения господства турецких "верхов" над нетурецкими народами. В среде турецкой интеллигенции появились проблески национального турецкого (а не обще оттомановского) самосознания. Однако младотурки были не способны возглавить турецкое национальное движение.

Подменив идею турецкого национального единства расистской доктриной пантюркизма, они стали доказывать необходимость "объединения" всех "тюрков" – от Босфора до Алтая. Наряду с пантюркизмом младотурки культивировали и панисламизм в его наиболее реакционном, абдулхамидовском содержании.

Страницы: 1 2

Москва, ООН и выборы в Корее.
В феврале 1946 г. Москва в одностороннем порядке приступила к созданию в Северной Корее советских органов власти. 14 ноября 1947 г., несмотря на протесты СССР, Генеральная Ассамблея ООН сформировала Комиссию ООН по Корее, которая должна была наблюдать за свободными выборами. Так как СССР не допустил наблюдателей ООН в северную зону, выб ...

Идеология Гитлера – идеология нацизма
Государство Гитлера после 1933 года было идеологическим. Идеология была тем цементом, который скреплял и НСДАП, нацистскую партию, и вообще всех сторонников Гитлера – сперва их были тысячи, потом миллионы. Надо признать, что это была могучая идеология, и при этом в основе своей простая. Если на время отбросить многочисленные псевдофилос ...

Ранние годы
Чан Кайши родился в китайской глубинке, неподалеку от портового города Нинбо 31 октября 1887 года. Согласно записям в книге семейной летописи он принадлежал к роду, берущему начало от потомков Чжоу Гуна - известного в истории Китая правителя, которым, по преданиям, восхищался сам Конфуций. Представители этого рода на протяжении пятисот ...