Ливонская войнаСтраница 2
В 1570 г. в Ливонии было образовано вассальное России Ливонское королевство, во главе которого поставили брата датского короля Фредерика II герцога Магнуса. Таким способом Иван надеялся сохранить контроль за Ливонией и избежать возобновления борьбы с Речью Посполитой. Соглашение с Магнусом давало ливонским купцам право беспошлинной торговли на Руси. В свою очередь через Ливонию Русское государство получило возможность беспрепятственно торговать с европейскими странами.
В 1572 г. со смертью Сигизмунда II Августа пресеклась династия Ягеллонов. На освободившийся трон попытался претендовать Иван IV, но кандидатура православного монарха была неприемлема для католической шляхты и духовенства. Полная драматизма борьба за польский престол затянулась на несколько лет. В 1575 г. корону получил трансильванский воевода Стефан Баторий. Для Ивана IV, вынашивавшего планы посадить на польский престол царевича Федора, избрание Батория стало очередным политическим просчетом. Упущенное время он попытался наверстать активными действиями против Речи Посполитой. В 1575—1577 гг. русские войска предприняли несколько наступательных операций в Ливонии. Были захвачены крепости, которые при разделе орденских владений отошли к Швеции. Иван Грозный торжествовал. Но это был последний успех царя. Опричнина, продолжительная война, набеги крымских татар обескровили и опустошили страну.
Политика царя привела к изоляции Русского государства и борьбе его на нескольких фронтах сразу — против Речи Посполитой, Швеции и Крыма. С конца 1577 г. инициативу перехватил Стефан Баторий. Спасая свои владения, на его сторону перешел герцог Магнус. В 1578 г. Под Кесью (Венденом) русское войско потерпело поражение. В 1579 г. Баторий отвоевал Полоцк. Война перешагнула русские рубежи. В 1580 г. король взял Велиж, Великие Луки, сжег Старую Руссу. Успешно продвигались дела и у шведов, они заняли Корелу — русскую крепость на западном берегу Ладожского озера.
Все попытки Ивана начать переговоры с Баторием оканчивались провалом. В августе 1580 г. был осажден Псков. Псковичи под командованием воеводы князя П. И. Шуйского почти полгода отражали приступы неприятеля. Очевидец осады, сторонник короля, был вынужден признать: «Русские . едят один хлеб, умирают с голоду, но не сдаются». Мужество защитников побудило Стефана Батория отказаться от планов дальнейшего наступления. Страну спас не утративший воли к сопротивлению царь, а его подданные — защитники Пскова. Благодаря их мужеству на начавшихся вскоре переговорах удалось избежать серьезных территориальных потерь.
В 1582 г. Речь Посполитая, нуждавшаяся в мире не менее России, пошла на заключение Ям-Запольского перемирия. По его условиям Москва отказывалась от Ливонии и земель, завоеванных в Литве. Польша возвращала России Великие Луки. Согласно Плюсскому перемирию (1583 г.), Россия уступала Швеции Ивангород, Ям, Нарву, Копорье и Корелу.
Ливонская война окончилась тяжелым поражением. Особенно болезненными были потери в Прибалтике. Неудачная война замедлила социально-экономическое развитие страны и способствовала консервации наиболее архаичных форм общественно-политического устройства. Международное положение Русского государства резко ухудшилось.
Московская эпопея и народная война
2 сентября 1812 г. русские войска оставили Москву в тот же день французы заняли ее. Они обнаружили в ней огромные запасы продовольствия и товаров, но не успели воспользоваться ими. В древней столице начался страшный пожар, о причинах которого историки спорят до сих пор. Видимо, не надо пытаться все свалить на действия захватчиков, так к ...
«Я прорвался, но я вернусь».
В 1942 г. сей герой США бросил блокированную японцами на Филиппинах американскую армию и удрал в Австралию. Акт дезертирства был замаскирован трескучей фразой: «Я прорвался, но я вернусь», ставшей широко известной мировой общественности. Пока Макартур возвращался, его армия в полном составе переместилась в японские концлагеря и ее треть ...
Положение русского студенчества в конце XIX начале XX века. Образ русского студента в конце XIX
начале XX века
В отличие от закрытых учебных заведений, в которых учились в основном дворяне, значительное число учащихся в университетах были людьми незнатными и небогатыми. Чтобы сводить концы с концами, студенты часто были вынуждены подрабатывать. Именно в XIX веке формируется привычный облик российского студента, снимающего дешевую комнату и зараб ...
