Образование СССР: предпосылки, проекты объединения. Значение и последствия образования СССР. Конституция СССР 1924г.

История » История России с древних времен » Образование СССР: предпосылки, проекты объединения. Значение и последствия образования СССР. Конституция СССР 1924г.

В 1917-1918 гг. Российская империя распалась. Из ее состава вышли Польша, Финляндия, Украина и др. Россия стала называться РСФСР. Однако в ходе гражданской войны пошли обратные процессы — большевики национальных окраин начали объединяться с российскими для борьбы со своими врагами. После гражданской войны создана согласительная комиссия, чтобы устранить противоречия между центром и окраинами при образовании объединенного государства. Глава комиссии И. В. Сталин предлагал включить национальные окраины в РСФСР на правах автономий, Ленин — объединить их на равных в союз с РСФСР с правом выхода из союза. Этот проект приняли за основу. 30 декабря 1922 г. на Всесоюзном съезде Советов было принято решение о заключении союзного договора и создании СССР. В него вошли РСФСР, Украина, Белоруссия и Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (ЗСФСР), объединявшая Грузию, Армению, Азербайджан. В 1924 г. в СССР вошли Туркмения и Узбекистан (Таджикистан был тогда его частью). Казахстан и Киргизия являлись частью РСФСР. Как союзная республика Таджикистан вошел в состав СССР в 1929, Казахстан и Киргизия — 1936, Эстония, Литва и Латвия — 1940 г. В 1936 г. ЗСФСР разделилась на союзные республики — Грузию, Армению и Азербайджан. 31 января 1924 г. была принята первая конституция СССР. Высшие органы власти — съезд Советов, в промежутках между съездами — ЦИК СССР. Территория республик не могла быть изменена без их согласия. На деле эти права были условностью — республики возглавлялись местными коммунистическими партиями, жестко подчинявшимися находившемуся в Москве ЦК ВКП(б). Не могли республики и выйти из СССР — не было юридической процедуры выхода.

Подготовка к съезду казаков Дона
Прежде чем рассматривать непосредственно процесс возрождения казачества, необходимо на мой взгляд обратить внимание на само понятие возрождение и его применимость к происходящим процессам. Что касается термина «возрождение», то здесь наблюдаются значительные расхождения при сопоставлении различных формулировок, относящихся к данному пон ...

Жизненный и творческий путь, становление стиля
Георг Фридрих Гендель - выходец из низов немецкого общества. Его родители были люди крепкой бюргерской закваски и передали сыну физической здоровье, душевную уравновешенность, практический ум и уникальную работоспособность. Тяга к музыке проявилась у Фридриха с раннего детства, но не была поддержана его отцом. И только удивительное выст ...

Положение русского студенчества в конце XIX начале XX века. Образ русского студента в конце XIX начале XX века
В отличие от закрытых учебных заведений, в которых учились в основном дворяне, значительное число учащихся в университетах были людьми незнатными и небогатыми. Чтобы сводить концы с концами, студенты часто были вынуждены подрабатывать. Именно в XIX веке формируется привычный облик российского студента, снимающего дешевую комнату и зараб ...