Этнокультурные традиции. Хозяйственные занятия

Этнокультурные особенности Армении » Этнокультурные традиции. Хозяйственные занятия

Традиционный образ жизни, веками сохранявшийся армянским народом, сложился на основе комплексного земледельческо-скотоводческого хозяйства, в условиях вертикальной зональности и умеренно континентального климата. В долинах и низменностях преобладало земледелие, в первую очередь хлебопашество, а в высокогорной зоне - скотоводство. Возделывали главным образом пшеницу, полбу, ячмень, коноплю. Обнаруженные археологами на Армянском нагорье различные виды зерен дикой пшеницы, ячменя и полбы дают основание полагать, что здесь находился один из первоначальных очагов их культивирования. Со временем в Армении было вы ведено множество сортов культурной пшеницы и ячменя. Лучшие сорта пшеницы, например ванская тир, издревле славились далеко за пределами страны.

Важнейшей отраслью земледелия в низменных и предгорных районах было поливное виноградарство. Оно развивалось в теплых и солнечных долинах и на склонах гор, обычно в местах с каменистой и сухой почвой. В районах Армении с суровыми зимами, например в Араратской долине, нельзя оставлять виноградную лозу под открытым небом, поэтому в октябре, после сбора урожая, ее окапывали, засыпая толстым слоем земли. Вообще же в Армении культивируют преимущественно низкие, стелющиеся кусты винограда (эти кусты - излюбленный мотив декора в армянской архитектуре; их можно найти, в частности, на барельефах храма Звартноц, сохранившегося с VII в.). Техника разведения виноградников и ухода за ними, выработанная еще в эпоху Урарту, мало менялась на протяжении столетий. С древнейших времен в Армении возделывались эндемичные сорта винограда. При раскопках урартского города Тейшебаини (Кармир-блур) были обнаружены косточки хорошо известных и в наше время сортов винограда из Араратской долины - воскеват (харджи), мехали, арарати (хачабаш) и др.

Как свидетельствуют археологические находки, в том числе клинописные тексты, на Армянском нагорье уже в эпоху Урарту было широко развито виноделие, а его техника стояла на таком высоком уровне, что в последующем происходило лишь частичное ее совершенствование. С той далекой поры были найдены просторные складские помещения со множеством глиняных сосудов - карасов, в которых хранилось вино. По утверждению Г. Капанцяна, распространение в Европе слова <вино> шло от армянского гини и грузинского вини.

С древности полеводство и виноградарство в Армении обычно сочета лось с садоводством, а позднее с огородничеством. Вдоль рек разводили фруктовые сады, собирая богатые урожаи абрикосов, персиков, айвы, черешни, миндаля, а в горных районах культивировали яблони, груши, сливы и вишни. Считается, что Армения - родина абрикоса, известного в ряде мест под названием <армянское яблоко>. Многие плодовые деревья можно встретить в Армении и в диком виде. Об этом свидетельствует даже топонимика: в стране есть названия Хндзорут (Яблоневый лес), Тандзут (Грушевый лес), Шлорут (Сливовый лес), Балут (Вишневый сад), Циранут (Абрикосовая роща), Дехдзут (Персиковая роща), нкузут (Лес из ореховых деревьев), Гунут (Кизиловый лес) и др.

Обстоятельное изучение другой важнейшей отрасли хозяйства армян скотоводства, основанное на широком круге источников, принадлежит Ю.И. Мкртумяну. Приведу некоторые данные из его трудов. О раннем рас пространении скотоводства у армян свидетельствуют многочисленные археологические раскопки, в которых обнаружены костные останки различных домашних животных. Разводили главным образом волов, коров, буйволов, овец, в меньшем количестве - коз, а также лошадей, ослов и свиней. Особое значение в хозяйственной жизни армян, как и других земледельческих народов, имел крупный рогатый скот.

Хозяйственная жизнь древних армян нашла свое отражение в фольклоре. Так, в сказках вол и корова наделяются чудесными свойствами: вол может предсказать своим хозяевам будущее, красная корова заменяет осиротевшим детям родную мать. С культом быка связаны магические ритуалы, <обеспечивающие> плодовитость домашнего скота, здоровое потомство у новобрачных.

К скоту относились с особой заботой, от сглаза и порчи на шею или рога вешали амулеты и обереги (дахдхан, пршни и др.), молились за больную корову, а чтобы вылечить, поливали ее голову молоком. Для отвода дурного глаза иногда сжигали кусочек ткани рядом с коровой или разжигали кизяк из ее навоза и кидали в огонь кусок теста, который, лопаясь, символизировал выздоровление. С этой же целью перед выгоном скота ранней весной на лбу лучшего животного разбивали яйцо либо окрашивали лбы и кончики хвостов красной краской, обладавшей, по представлению народа, чудодейственной силой. Если случалось, что благодаря какой-нибудь скотине крестьянин богател, то ее не продавали, а держали в хозяйстве до самой смерти, а затем отрезали голову и зарывали ее перед входом в хлев либо прикрепляли к столбу дома ее рога, чтобы обеспечить этому дому дальнейшее процветание.

Реформы 60-70-х гг. XIX в. в России, их характер, социально-экономические и политические результаты.
Реформы 60-70 стали новым этапом европеизации России. 1)Крестьянская реформа ; 2)Судебная реформа . Судебная власть была отделена от законодательной и исполнительной, судьи стали несменяемы и обрели реальную независимость от правительственных чиновников. Были введены гласность и состязательность судебного процесса, обвинял подсудимого ...

Первый кризис.
В апреле 1917г. разразился первый правительственный кризис. Он был вызван общей социальной напряженностью в стране. Катализатором стала нота П.Н. Милюкова от 18 апреля правительствам Англии и Франции (в ней Милюков заявил, что Временное правительство будет продолжать войну до победного конца и выполнит все договоры царского правительств ...

Причины возвышения Москвы. Прилив населения в бассейн реки Москвы.
Из приведенных здесь данных об объединительной деятельности Москвы видно, что князья ее с самого начала действовали двумя средства­ми — военными и финансовыми, войском и деньгами. Но каким образом они очутились в обладании этими средствами? Очевидно, что в Московском княжестве скопилось много населения, и князья были в состоя­нии собира ...