Майя - земледельцы
Страница 2

История » История цивилизации майя » Майя - земледельцы

Теперь немного посчитаем. Средняя урожайность маиса на полуострове Юкатан при подсечно-огневом земледелии составляет 7 центнеров с гектара. Если предположить, что семья из пяти человек расходует в среднем четыре килограмма маиса в день, то в год ей потребуется около четырнадцати с половиной центнеров. То есть, площадь засеваемых земель должна составлять чуть более двух гектаров.

На обработку поля площадью в один гектар (имеются в виду все виды работ – от выбора участка до уборки урожая) уходит около четырехсот часов. Следовательно, на обработку двух гектаров понадобится восемьсот часов, то есть, всего лишь сто восьмичасовых рабочих дней в году! Это притом, что даже у современного человека в году более двухсот рабочих дней. Это не значит, что древние майя две трети года ничего не делали. Это значит, что древний майяский земледелец мог производить больше продуктов, чем требовалось для питания. Или же, вместо этого, свободное от земледелия время он мог посвящать другим занятиям. Это очень мощная предпосылка для развития торговли, строительства и культуры древних майя.

Некоторые ученые предполагают, что при подсечно-огневом земледелии древние майя были вынуждены переселяться с места на место из-за быстрого истощения почвы в поисках новых плодородных участков для ведения сельского хозяйства. Посчитаем еще раз. Если умножить площадь земель на Юкатане, пригодных для посева, на среднюю урожайность, то получится, что урожаем с этих земель может прокормиться более двух миллионов человек. Для сравнения можно заметить, что в наши дни население Юкатана составляет около трехсот тысяч человек.

Если учесть, что после снятия одного урожая для восстановления плодородность почвы требовалось около четырех лет, а после снятия двух-трех урожаев около восьми лет, можно вычислить, что земли древних майя могли бы прокормить цивилизацию с плотностью населения до ста человек на квадратный километр, что немало даже для современных густонаселенных территорий. При этом исследования, проведенные на Юкатане американскими учеными, показали, что нынешние природные и климатические условия в этих местах почти не изменились за последние полторы – две тысячи лет. Поэтому расчеты, сделанные на основе исследований современного мильпового земледелия, верны и для эпохи древних майя.

Таким образом, становится очевидным, что у майя не было необходимости мигрировать в поисках новых плодородных земель. Они вели оседлый образ жизни, что является одним из важнейших факторов для развития их цивилизации.

Талантливые (по-другому и не скажешь) во всем майя сумели и примитивную на первый взгляд систему земледелия сделать эффективной. Они чередовали культуры, засевая участки поочередно разными растениями, что позволяло одно и то же поле использовать дольше. Они сеяли одновременно (несколько семян в одну ямку) маис, тыкву и бобы, что резко увеличивало урожайность участка.

Майя занимались и селекцией. Вот что писал выдающийся советский ученый Н. И. Вавилов о земледелии майя: «Поля на Юкатане, как и в Чиапасе, на юге Мексики, в Гватемале около Антигуа,- пишет он,- нередко представляют собой как бы сообщество различных культурных растений: фасоль обвивает кукурузу, а между ними растут различного рода тыквы. Смешанная культура является господствующей в древней Мексике" И далее: "Естественно, что ручная культура майя, так же как ацтеков и сапотеков, должна была быть интенсивной. Отсутствие сельскохозяйственных животных заставило человека ограничить площадь посева небольшими участками, обрабатывать тщательно небольшие площадки, вырабатывать своеобразные навыки ухода за растениями, как, например, надлом початков у кукурузы перед созреванием . Возделывание растений мелкими делянками заставило уделять внимание самому растению . Многие сорта кукурузы, папайи, фасоли, плодовых и хлопчатника достигли здесь большого совершенства ."

Важным фактором, определяющим эффективность земледелия, являлся точный агрокалендарь, созданный древними майя. Дело в том, что судьба урожая зависела от точного соблюдения сроков начала этапов подсечно-огневого земледелия. Напомню, что выжигать участок, выбранный для сева, земледельцы должны были перед самым началом сезона дождей. Опоздай хоть немного – и дожди, льющие несколько месяцев кряду, сделают невозможной подготовку участка к посеву.

Важность существования агрокалендаря очень хорошо иллюстрирует случай из современной истории потомков майя, живущих в Мексике. Его описывает в своей книге "Улыбающаяся Гватемала" Чешский путешественник Норберт Фрид: «В 1950 году многие мексиканские газеты сообщили об отчаянном положении индейцев - лакандонов в районах Хатате и Чулехунце. Им грозила голодная смерть. Но самоотверженные и бескорыстные люди сумели собрать достаточно большую сумму денег и доставили на самолетах в джунгли несколько тонн фасоли и маиса. Индейцы сообщили своим спасителям необыкновенную причину постигшего их бедствия: умер Панчо Вьехо - последний из лакандонов, кто разбирался в тайнах календаря и мог по звездам определить сроки основных полевых работ. После его смерти у племени было два неурожая только потому, что лесную поляну, которую они выжигали, заливало дождем, и индейцы опаздывали с севом».

Страницы: 1 2 3

От лоскутной цивилизации к единому историческому пространству
Центр формирования Западноевропейской средневековой цивилизации в пространственном отношении включал территории нынешних Италии, Франции, Германии и Англии. Становление единой Западноевропейской цивилизации проходило в борьбе двух тенденций центробежной и центростремительной. Практически для всего Средневековья характерны процессы усиле ...

Соперничество московских и тверских князей за лидерство на русской земле
Основателем династии московских князей был младший сын Александра Невского – Даниил Александрович (1276-1303). Даниил Александрович - удельный князь московский, младший сын великого князя владимирского Александра Ярославича Невского от 2-го брака (с некой Вассой), родоначальник московских князей. После смерти отца в 1263 году получил М ...

Общая характеристика политических и правовых идей Реформации
В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической форме. Поскольку ближайшими целями этого движения являлись «исправление» официальной доктрины римско-католическ ...