Христианизация Руси
Страница 2

Необходимость принятия христианства осознавала уже и княгиня Ольга. По сравнению с язычеством христианство лучше отражало новую расстановку общественных сил, которая произошла после образования Древнерусского государства.

Как это уже отмечалось выше, к середине X века Руст стала одним из важнейших союзников Византии в восточной Европе. На такую роль претендовала еще и Болгария, но она скоро вышла из подчинения Византии и стала пытаться проводить самостоятельную политику.

В 955 году крещение принимает киевская княгиня Ольга. Восприемником Ольги становится сам император Константин Багрянородный. Спрашивается: зачем Ольга это сделала?

Г.Г. Литаврин видит в акте крещения Ольги попытку поднять международный престиж Руси до имперского уровня, а само Крещение увенчать браком Святослава с дочерью Константина. Однако такому браку не суждено было состояться: Святослав христианство так и не принял, да и по церковным канонам брак состояться не мог: ведь в крещении Ольга стала дочерью Константина, следовательно Святослав стал двоюродным братом дочерей Константина.

Однако важно отметить тот факт, что в Киеве уже были, пусть еще не значительные, но уже достаточно влиятельные силы, которые видели свое будущее и будущее страны в рамках христианства. Это правилось в том, что уже Святослав, а потом Ярополк и Владимир ведут достаточно плотные переговоры с императорами Священной Римской империи германской нации Оттоном и Оттоном II. Начало таким контактам положила еще княгиня Ольга. «Чем же было вызвано посольство Ольги к Оттону?, – задается вопросом В. Мавродин, – нет никакого сомнения, что мудрая Ольга, пожалуй, лучше, чем кто-либо другой понимала, что перед Русью встал вопрос о тем, как и с кем в союзе войти в круг могущественных христианских держав Европы. Это можно было сделать, только вступив в союз с кем-либо из императоров: или с императором Священной Римской империи, или с императором Восточно-римской империи… Приобщиться к цивилизации, войти в круг европейских государств означало, прежде всего, приобщиться к христианской церкви…»[8]. Конечно Византия была обеспокоена таким нежелательным сближением Руси и Германии и прилагала все усилия что бы втянуть Владимира в орбиту своей политики. А что было выгодно самому Владимиру? Сближение как с Византией так и с Германией давало одинаково высокий имперский титул. Но Византия была более «законной» империей, чем Германия. Поэтому в конечном итоге Владимир начинает медленное сближение с Византией. Но это сближение происходит достаточно странно на первый взгляд. Владимир несколько раз воюет с Византией за причерноморские земли. В конечном итоге Владимир добивается крещения и брака с дочерью византийского императора, а после этого официально крестит Русь. Все это позволила Владимиру одновременно повысить свой статус, включить Русь в Византийское содружество государств и сохранить свою независимость от Византии. Летописи не говорят ни о каких сильных народных выступлениях против введения новой религии, хотя и не скрывает, что такие выступления были. Главное, что в месте с Владимиром крещение принимает и его дружина. Все это свидетельствует, особенно в свете не столь уж и позднего убийства дружинника Федора и его сына Ивана, о том, что со времени, прошедшем с момента первой религиозной реформа Владимира и до Крещения Владимира религиозная ситуация в Киеве претерпела значительные изменения. Христианство все более соответствовало интересам нарождающегося класса феодалов.

Принятие христианства из Византии способствовало установлению между Русью и Византией более тесных культурных, политических и экономических связей. Русь обогатилась памятниками права, литературой, каменным строительством, иконописанием, пением, декоративно – прикладным искусством и многим другим. В общественном устройстве из Византии были заимствованы отдельные элементы феодальной культуры. В целом же через христианство Русь приобщилась к великому наследию античного мира.

Страницы: 1 2 3

Религиозный аспект деятельности ихэтуаней
Фэншуй как система не менее древняя, чем сам Китай, всегда оказывал огромное влияние на социально-экономическое, политическое и духовное развитие китайского общества. Последствия влияния этого явления на поведение народных масс порой поражают исследователя. Текст одной из популярных песней ихэтуаней, который отражает причины и цели их ...

Черногория в борьбе за самостоятельность (конец XVIII века - 1878 г.)
Черногория в конце XVII - начале ХIХ вв. представляла собой юридически составную часть Османской империи, но на практике уже с конца XVII в. фактически самоуправляемую иерархию. Ее вассальные отношения с Портой сводились лишь к уплате дани, которая впрочем поступала весьма нерегулярно. Небольшое горное бесплодное пространство с населени ...

Завоевание Южной Сибири, Северного Китая и Кореи
К 1211г. монголы завоевали землю бурят, якутов, киргизов и уйгуров, то есть подчинили себе практически все основные племена и народы Сибири, обложив их данью. В 1211г. Чингисхан приступил к завоеванию Северного Китая, которое было завершено лишь к 1234 году. Монголы в процессе завоевания заимствовали у китайцев различную военную техник ...