Развитие независимых славянских государств Сербии и Черногории в 1878 - 1914 гг.
Страница 2

История » Босния и Герцеговина, Воеводина, Сербия, Словения, Хорватия в XIX – начале ХХ вв. » Развитие независимых славянских государств Сербии и Черногории в 1878 - 1914 гг.

Модернизация всего комплекса сербской государственной жизни требовала прежде всего стабильной политической системы, консолидации всех общественно-политических сил Сербии для решения государственных задач. Сербский правитель - король Милан Обренович - не обладал необходимой для этого политической мудростью. Его стремление к авторитарному режиму, неуравновешенный нрав, колебания внешнеполитической ориентации во многом подорвали престиж династии Обреновичей. Для традиционного балканского общества большое значение имел фактор харизматического вождя нации. Король Милан этой роли не соответствовал, и борьбу за лидерство вели между собой представители молодых сербских партий.

Основной ареной борьбы за власть становится в 70-80-е гг. XIX в. сербский парламент - Скупщина. Для расширения ее прав было необходимо принятие новой конституции. Этому активно противились как сам король, так и руководство либеральной партии Сербии. По мнению правительственных кругов, которые состояли из сторонников “твердой руки” и умеренного либерального курса, основными задачами были: укрепление финансов, создание банковской системы, реорганизация и модернизация сербской армии (на что уходило более трети бюджета), строительство железных дорог и формирование новой инфраструктуры. В общественно-политической жизни это - укрепление личного режима Обреновичей и постепенный переход к либеральным европейским политическим институтам.

Основными противниками правящей в 70-80-х гг. власти выступила группа молодых патриотов с программой широких демократических преобразований в стране в духе западного либерализма, но с сохранением традиционных общественных институтов и ценностей. Лидером этого направления был Никола Пашич (1845 – 1926 гг.), уже обладающий основательной политической подготовкой и опытом парламентской деятельности. Еще в начале 70-х гг. он входил в социалистический кружок Светозара Марковича, сотрудничал с русской революционной эмиграцией. В 1881 г. под его руководством оформляется наиболее значительная в Сербии политическая партия - Радикальная партия Сербии. Уже в самом названии газеты, печатного органа партии, - “Самоуправа” (Самоуправление) - отражалась основная программная установка радикалов - расширение местного самоуправления на уже существующей традиционной основе локальных скупщин. Программа партии была опубликована в первом номере газеты (январь 1881 г.) и включала борьбу с усилением бюрократического слоя, требование “дешевого государственного аппарата”, строгой отчетности и ответственности правительства перед скупщиной, расширения гражданских прав, всеобщего и равного избирательного права. Партия получила широкую поддержку сербских крестьян и завоевала большинство на выборах в скупщину в 1883 г.

Сельское население Сербии составляли собственники небольших земельных наделов, и их права на эти наделы были гарантированы государством. Еще в 1865 г. был принят закон, согласно которому даже за долги крестьянина нельзя было лишить минимума земельного надела, составляющего 3,5 га. Имущественная и социальная дифференциация на селе была очень незначительной. Сербское село во многом представляло собой самодостаточный организм, где практически не было процессов пауперизации или быстрого обогащения. “Раем маленького человека” называли Сербию иностранные путешественники, пораженные естественным “демократизмом” сербской сельской жизни. Радикальная партия, хорошо изучившая ситуацию в деревне и на протяжении нескольких лет разрабатывавшая свою программу, ставила целью создание демократического государства, стремясь максимально использовать благоприятную социальную структуру общества и отсутствие классовой поляризации, не допустить неуправляемую капитализацию и расслоение общества. Выходцы из кружка Св. Марковича, лидеры партии пытались совместить социалистическое учение с охраной частной собственности и защитой мелкого собственника. Задачи просвещения, воспитания нового гражданина они сочетали с развернутой программой внутренней экономической модернизации и серией внешнеполитических акций по объединению сербского народа в одно государство.

Страницы: 1 2 3

Судопроизводство
Персы имели свое примитивное право, основанное па обычаях. Решения царя были последней инстанцией и не подлежали изменению. Но царь должен был править в соответствии с традиционными установлениями персов, советоваться с представителями семи знатных родов, которые играли большую роль в правовой жизни страны. В особо важных случаях царь с ...

Римское общество в царский (ранний) период
Особенности географического положения Рима. Начало Рима. Анализ характера царской власти в раннем Риме не может состояться без понимания того, что представляло собою в это время само римское общество, того, каким образом происходило возникновение и формирования Рима. Одной из главных причин быстрого роста и возвышения Рима было его ис ...

Япония на пути ко второй мировой войне. Захват Северо-Восточного Китая
Мировой экономический кризис, ослабив позиции ведущих империалистических держав – соперников Японии в Китае, занятых разрешение внутриполитических задач, создавал японскому правительству благоприятную внешнеполитическую обстановку для наступления на Китай. Северо-Восточные провинции Китая (Маньчжурия) и Внутренняя Монголия давно привлек ...