Реформы Амир Низама

Под влиянием восстаний народных масс некоторые представители господствующего класса пытались путем реформ ослабить глубокий кризис, переживаемый феодальным Ираном. Инициатором этих реформ был назначенный новым шахом, Наср-эд-дином, великий визирь (глава правительства) Мирза Тагихан, получивший титул Амир Низама («князь армии»). Он был организатором и руководителем подавления бабидских восстаний и расправы с бабидами. Главными целями реформ, проводимых Амир Низамом, были укрепление власти центрального правительства, создание сильной армии, способной обеспечить независимость Ирана от посягательств иностранных держав и держать в повиновении народные массы. Он был решительным противником усиления английского влияния в Иране, стремился покончить с феодальным сепаратизмом и ханскими мятежами.

Следует учесть, что в 1846 г., по подстрекательству и при поддержке англичан начался феодальный мятеж хорасанских ханов, подавленный только в 1850 г. «Мы не хотим . — говорил Амир Низам,— чтобы англичанам дана была возможность вмешиваться в какой-либо мере во внутренние дела Ирана».

Амир Низам смещал губернаторов, не подчиняющихся центральному правительству, боролся с казнокрадством, значительно сократил число чиновников, урезал доходы бесчисленных отпрысков шахской семьи. Он призывал к расширению торговли и развитию местной промышленности. Было организовано производство ружей и другого оружия. Началась реорганизация армии.

Учитывая всеобщее недовольство крестьян помещичьим произволом, Амир Низам разработал проект, устанавливающий размеры повинностей, которые крестьяне должны были выполнять в пользу ханов.

Реформаторские проекты Амир Низама не могли существенным образом изменить положение Ирана. К тому же сторонники реформ составляли незначительную часть господствующего класса. Большинство феодальной знати, высшее духовенство решительно выступали против реформ. Пока продолжались бабидские восстания, Амир Низама терпели на посту великого визиря. Но осенью 1851 г. он был смещен и сослан, а в 1852 г. казнен по приказу шаха. Попытка реформ окончилась поражением. Сохранили известное значение лишь преобразования, проведенные Амир Низамом в области просвещения. По его указанию молодых иранцев начали посылать учиться за границу, и в частности в Россию; в Иран приглашались иностранные профессора. В конце 1851 г. в Тегеране было основано первое учебное заведение европейского типа — Дар-аль-фунун (Дом наук). В этом учебном заведении изучали военное дело, медицину, математику, гуманитарные науки. Преподаватели переводили на персидский язык европейские учебники. В Тегеране начала выходить еженедельная газета.

После подавления бабидских восстаний усилилась активность Англии и царской России в Иране. Еще больше обострилось англо-русское соперничество. Во время осады Севастополя иранское правительство сочло, что наступил благоприятный момент для нового похода на Герат. Когда иранские войска осенью 1856 г. заняли Герат, Англия объявила Ирану войну. Английские войска заняли ряд пунктов на побережье Персидского залива и начали подниматься вверх по р. Карун. Этими событиями воспользовались США, навязавшие Ирану в конце 1856 г. неравноправный договор, который распространяя на американцев привилегии, полученные ранее англичанами.

Учитывая поражение России в Крымской войне, английские колонизаторы думали, что теперь им удастся силой оружия полностью подчинить Иран своему влиянию. Но назревавшее» Индии народное восстание и начавшаяся война в Китае, где продолжало развертываться восстание тайпинов, заставили англичан поспешить с заключением мира, который был подписан 4 марта 1857 г. в Париже.

По англо-иранскому договору Иран навсегда отказывался от притязаний на Герат и другие области Афганистана и обязывался в случае конфликтов с Афганистаном прибегать к английскому посредничеству. Англия, в свою очередь, обязалась вывести войска из Южного Ирана. После войны 1856— 1857 гг. английское влияние в Иране значительно усилилось. Таким образом, к 60-м годам XIX в. Англия и царская Россия располагали в Иране важными экономическими и политическими позициями.

Глава 26
Международная комиссия ученых, работающая по заданию ЮНЕСКО над многотомной «Историей культурного и научного развития человечества», выделила XVI — XVIII вв. как эпоху происхождения современного мира. Докажите или опровергните это утверждение Много чего напроисходило за это время. Это и введение григорианского календаря в 16в Французск ...

Правовая система в западно-тюрском каганате
Основным источником права у тюрок был обычай, но уголовные обычаи, как наиболее важные, уже стали кодифицироваться. Древние источники сообщают, что у многих племен "находится тюркское уложение, хранимое в храме. При определении наказаний берут сие уложение и решают дело". Право собственности. При кочевом хозяйстве которым жил ...

Константин Дмитриевич Ушинский
К.Д. Ушинский, как и многие выпускники юридических факультетов российских университетов поры XVIII века, получив основательные познания экономических наук в Московском университете, стал в итоге своей деятельности видным экономистом. Преподавая камеральные науки в Ярославском лицее, Ушинский их называл «юридико-хозяйственным предметом» ...