Начало бабидских восстаний. Бабидский центр Шейх-Таберси
Страница 2

История » Иран в первой половине XIX в. Бабидские восстания » Начало бабидских восстаний. Бабидский центр Шейх-Таберси

Второе нейризское восстание было последним массовым выступлением бабидов. Попытки выступлений весной 1852 г. в Барфоруше и Зенджане уже не имели массового характера и были быстро подавлены властями. Часть бабидов стала на путь индивидуального террора. В августе 1852 г. было совершено неудачное покушение на шаха. Правительство жестоко расправилось с последователями бабидов, по всему Ирану шли массовые казни.

Бабидские восстания были антифеодальными выступлениями крестьян, ремесленников, мелких купцов, объективно направленными и против закабаления Ирана иностранными колонизаторами. Так же как восстание тайпинов в Китае и народное восстание в Индии, бабидские восстания были одним из ярких проявлений освободительной борьбы народов Азии в середине XIX в. Но в отличие от восстания тайпинов бабидские восстания не вылились в крестьянскую войну. В них участвовало крестьянство главным образом лишь пригородных районов некоторых провинций Ирана. Бабидские восстания были стихийными, отсутствовала связь между выступлениями в разных областях страны.

Наряду с прогрессивными социально-экономическими и политическими требованиями, облеченными в религиозную форму, в учении бабидов были и реакционные моменты, типичные для религиозных сект с их фанатизмом и упованием на лучшее будущее в потустороннем мире. Характерно, что после подавления бабидских восстаний один из учеников Баба, ставший его преемником, сын шахского министра Мирза Хусейн Бехаулла, «очистил» бабидское учение от его антифеодальной направленности. Он проповедовал смирение, ненасилие, моральное совершенствование людей, признавая при этом неприкосновенность всех видов собственности. Бехаулла призывал к созданию космополитического мирового государства. Хотя после подавления бабидских восстаний бехаизм — учение Бехауллы — был официально запрещен, он получил довольно широкое распространение в Иране, особенно среди компрадорских элементов купечества.

В середине XIX в. в Иране еще отсутствовали объективные условия для победы народных масс над феодализмом и иностранными колонизаторами. Не было рабочего класса, который мог бы возглавить и организовать крестьянство. Не было и буржуазии. Крестьянские выступления были разрозненными и локальными. Ремесленники и мелкие купцы феодального Ирана, принимавшие активное участие в движении, не могли сыграть роль руководителей антифеодальной борьбы народных масс.

Страницы: 1 2 

Основные принципы производственной деятельности и социальной политики Г. Форда
“В новый век - на экипажах без лошадей! ” - таков был лозунг пионеров автомобильного дела на рубеже XIX-XX столетий. Однако новый век начинался с размышлений о том, для чего, собственно, нужен экипаж без лошадей, в чём его польза и может ли он конкурировать на рынке транспортных услуг? [44, c.41]. Генри Форд прекрасно понимал перспекти ...

Участие торгового сословия в представительных, совещательных, общественных организациях и учреждениях
Сословиями принято называть общественные группы, обладающие определенными правами и обязанностями, которые закреплены в обычае или в законе и передаются по наследству. При сословной организации общества положение каждого человека находится в строгой зависимости от его сословной принадлежности, которая определяет род его занятий, круг об ...

Сербия в Балканских войнах 1912-1913 гг.
Угроза военных действий 1909 г., когда Европа находилась на пороге войны в связи с аннексией Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины, была ликвидирована усилиями держав, но проблемы противостояния и соперничества на Балканах остались. Произошла открытая конфронтация Сербии и Австро-Венгрии, сопровождавшаяся в обеих странах активной подгото ...