Начало бабидских восстаний. Бабидский центр Шейх-Таберси
Страница 2

История » Иран в первой половине XIX в. Бабидские восстания » Начало бабидских восстаний. Бабидский центр Шейх-Таберси

Второе нейризское восстание было последним массовым выступлением бабидов. Попытки выступлений весной 1852 г. в Барфоруше и Зенджане уже не имели массового характера и были быстро подавлены властями. Часть бабидов стала на путь индивидуального террора. В августе 1852 г. было совершено неудачное покушение на шаха. Правительство жестоко расправилось с последователями бабидов, по всему Ирану шли массовые казни.

Бабидские восстания были антифеодальными выступлениями крестьян, ремесленников, мелких купцов, объективно направленными и против закабаления Ирана иностранными колонизаторами. Так же как восстание тайпинов в Китае и народное восстание в Индии, бабидские восстания были одним из ярких проявлений освободительной борьбы народов Азии в середине XIX в. Но в отличие от восстания тайпинов бабидские восстания не вылились в крестьянскую войну. В них участвовало крестьянство главным образом лишь пригородных районов некоторых провинций Ирана. Бабидские восстания были стихийными, отсутствовала связь между выступлениями в разных областях страны.

Наряду с прогрессивными социально-экономическими и политическими требованиями, облеченными в религиозную форму, в учении бабидов были и реакционные моменты, типичные для религиозных сект с их фанатизмом и упованием на лучшее будущее в потустороннем мире. Характерно, что после подавления бабидских восстаний один из учеников Баба, ставший его преемником, сын шахского министра Мирза Хусейн Бехаулла, «очистил» бабидское учение от его антифеодальной направленности. Он проповедовал смирение, ненасилие, моральное совершенствование людей, признавая при этом неприкосновенность всех видов собственности. Бехаулла призывал к созданию космополитического мирового государства. Хотя после подавления бабидских восстаний бехаизм — учение Бехауллы — был официально запрещен, он получил довольно широкое распространение в Иране, особенно среди компрадорских элементов купечества.

В середине XIX в. в Иране еще отсутствовали объективные условия для победы народных масс над феодализмом и иностранными колонизаторами. Не было рабочего класса, который мог бы возглавить и организовать крестьянство. Не было и буржуазии. Крестьянские выступления были разрозненными и локальными. Ремесленники и мелкие купцы феодального Ирана, принимавшие активное участие в движении, не могли сыграть роль руководителей антифеодальной борьбы народных масс.

Страницы: 1 2 

Александр II и начало преобразований
Согласно военным традициям Дома Романовых, новорожденного назначили шефом лейб-гвардии гусарского полка, в день семилетия ему был пожалован чин корнета и далее, еще в детском и отроческом воз­расте, чин подпоручика, поручика, штаб-ротмистра, ротмистра. В день своего 16-летия, 17 апреля 1834 г., Александр дал клятвенное обещание в больш ...

Возникновение персидского государства и его развитие до правления Кира II начало его правленияю Природные условия, этнические характеристики, момент образования государства
Земли, населенные древними персами, лишь приблизительно совпадают с границами современного Ирана. B глубокой древности таких границ просто не существовало. Были периоды, когда персидские цари являлись владыками большей части известного тогда мира, в иные времена основные города империи находились в Месопотамии, к западу от собственно Пе ...

СССР в период «оттепели» второй половины 50-х – первой половины 60-х гг.
После смерти Сталина в марте 53г. бразды правления страной сосредоточились в руках Малинкова, Берия и Хрущева. Началась борьба за лидерство. Победу одержал Хрущев. В 1953г. Хрущеву удалось арестовать Берия и передать суду – это стало знаковым событием для всей страны началась так называемая «оттпепель». 1956-1957г. – снимаются политиче ...