Новая экономическая политика: предпосылки, сущность, итоги
Страница 3

История » Новая экономическая политика » Новая экономическая политика: предпосылки, сущность, итоги

До 1917 г. рабочие рассчитывали на то, что профсоюзы и даже партия будут действовать в их интересах. Но теперь обе организации стали всего лишь частью государственной экономической машины, поддерживающей рабочих только в случае конфликта с частными работодателями. Но вместо того, чтобы заниматься защитой их интересов профсоюзы увольняли и штрафовали рабочих. Происходило множество дискуссий и забастовок, в основном связанных с проблемами жилья, снабжения продовольствием, несвоевременной и недостаточной оплатой труда или конфликтами с конкретными администраторами. В этих дискуссиях профсоюзы почти никогда не поддерживали рабочих.

Структура управления промышленными предприятиями также вызывало досаду рабочих. Заводская администрация стала еще более иерархичной, с подчеркнуто персональной властью руководителей (которые часто избирались из дореволюционных специалистов по причине их знаний и опыта), инженеры и мастера получили непререкаемую власть над рядовыми рабочими. Поскольку основной проблемой стали эффективность и производительность труда, некоторые предприятия начали экспериментировать с «тейлористскими» схемами рационализации и массовым конвейерным производством. Дополнительным мотивом повышения производительности труда стал перевод большинства рабочих на сдельную оплату, полностью ставившую их доход в зависимость от количества производимого ими продукта.

Попытки решить проблемы себестоимости производства в условиях усиления, особенно во второй половине 20-х гг., централизованно-плановых начал приводили к падению качества продукции – создавало условия, когда потребитель становился не очень привередливым. В сентябре 1927 г. СТО СССР констатировал, что продолжает «нераздельно господствовать в низовой производственной работе принцип погони за количеством выпуска продукции, без сосредоточения достаточного внимания и забот на вопросах качества и удешевления ее».

Насколько обострилась проблема качества для потребителя в 20-е гг. видно хотя бы из жалоб крестьян: «Нас разоряют не налоги и не цена машин, - говорилось в одном из писем, опубликованных «правдой», - а вот что:

качество фабрично-заводских изделий». Далее в письме псковского крестьянина С.Д. Зинченко, в котором говорилось, что старые машины

служат 15 лет, а новые один год; прежде коса на 5 лет, теперь каждый год три косы и ни одной косить нельзя; косный брусок раньше на два-три года, теперь три-пять брусков на сенокос; отбои косные, замки, ножи, топоры, - словом положительно все. В котлах отваливается эмаль, черные чугуны текут, сковороды тоже. Вот что нас разоряет, - заключал он свое письмо.

Для упорядочения и оздоровления финансов в конце 1921 г. был образован Государственный банк. Ему с 1922 г. было предоставлено право выпуска банковских билетов-червонцев с твердым покрытием. Параллельно с ними в течение 15 месяцев продолжали ходить в обращении постоянно обесценивающиеся советские денежные знаки, эмиссией которых правительство заполняло прорехи в бюджете. Эти дензнаки также выполняли функцию разменных денег для червонцев, покупательная способность которых была достаточно высокой – на уровне дореволюционной золотой десятки. Весной 1924 г. правительство ввело в обращение новые казначейские билеты достоинством в 1, 3, и 5 рублей, а также разменную (медную и серебряную) металлическую монету. Советские денежные знаки прекратили свое хождение.

Одним из важнейших условий перехода страны из состояния гражданской войны к миру было бы развитие местного самоуправления. Функции местного самоуправления принадлежали Советам. Но для их осуществления Советы нуждались в расширении прав административной, хозяйственной, культурной и других областях. Несмотря на некоторое расширение полномочий местных органов, Советы были ограничены принятием и утверждением заранее готовых решений, сориентированы на выполнение инструкций народных комиссариатов и директив партийных органов.

С переходом к НЭПу государство предоставило возможность развития различных форм кооперации. Наиболее быстро разворачивалась потребительская кооперация, тесно связанная с деревней. Однако и другие формы – снабженческая, кредитная, промысловая, сельскохозяйственная, производственная, жилищная и др. – получили стимулы для своего развития. В стране стали возникать машинные, мелиоративные, семеноводческие, племенные станции и объединения. Началась концентрация и специализация производства. Впервые кооперация получила свое организационное оформление в масштабе государства, хотя довольно сложное и путанное. Во главе потребительской кооперации стоял Центросоюз, кустарно-промысловый – Всекопромсоюз. По линии сельскохозяйственной кооперации было создано 16 центральных союзов кооператоров, таких, как Хлебоцентр, Маслоцентр, Льноцентр и др. Деятельность кооперативных объединений финансировалась сетью кооперативных и коммерческих банков. Под влиянием высказываний Ленина о кооперации был изменен ее статус. Теперь она (с некоторыми оговорками) стала относиться к социалистическому сектору народного хозяйства.

Страницы: 1 2 3 4