Почему русские выбирают Турцию?
Страница 1

История » Русские беженцы в России » Почему русские выбирают Турцию?

Отношения России с Турцией с самого начала двусторонних контактов стали напряженными. В 1475 году Турция завоевала Крым и началось… В Азове и Кафе русские купцы стали подвергаться притеснениям от турок…Турция неоднократно поддерживала крымских татар в походах против России. В 1676 началась первая в серии из 10 русско-турецких войн.

Почему, несмотря на такую сложную историю отношений между Россией и Турцией, русские оказывались в Турции? Вот, что пишет Ключевский В.О. о впечатлениях пришлого наблюдателя, приехавшего в Россию в 1659 г с надеждой найти в ней второе отечество.

Хорват, католик и патер Юрий Крижанич был человек с довольно разносторонним образованием. Истинным отечеством для него было не какое-либо исторически известное государство, а объединенное славянство, т.е. чистая политическая мечта, носившаяся где-то вне истории. Родившись подданным турецкого султана, он бедным сиротой вывезен был в Италию. Получил духовно-семинарское образование, наконец, поступил в римскую коллегию, в которой римская Конгрегация для распространения веры вырабатывала специальных мастеров - миссионеров. Крижанич крепко верит в будущее России и всего славянства.

Но, когда Крижанич присмотрелся в России к жизни всеславянских спасителей, его поразило множество неустройств и пороков, которыми они сами страдают. Сильнее всего он восстает против самомнения русских, их чрезмерного пристрастия к своим обычаям, и особенно против их невежества; это главная причина экономической несостоятельности русского народа. Россия - бедная страна сравнительно с западными государствами, потому, что несравненно менее их образована. Здесь умы у народа тупы и косны, нет уменья ни в торговле, ни в земледелии, ни в домашнем хозяйстве. Истории, старины мы не знаем и никаких политичных разговоров вести не можем, за что нас иноземцы презирают, та же умственная лень сказывается в некрасивом покрое платья, в наружном виде и в домашнем обиходе, во всем нашем быту.

Множество и нравственных недостатков отмечает Крижанич в русском обществе: пьянство, отсутствие бодрости, благородной гордости, одушевления, чувства личного и народного достоинства. Великое наше народное лихо - неумеренность во власти: не умеем мы ни в чем меры держать, средними путем ходить, а все норовим по окраинам да пропастям блуждать.

Огорченный всеми этими недостатками, Крижанич готов отдать преимущество перед русскими даже туркам и татарам, у которых он советует русским учиться трезвости, справедливости, храбрости и даже стыдливости.

Очевидно, Крижанич не закрывал глаза перед язвами русского общества, напротив, может быть, даже преувеличивал наблюдаемые недостатки. Очевидно, и Крижанич - славянин, не умел ни в чем меры держать, прямо и просто смотреть на вещи. Но Крижанич не только плачется, а и размышляет, предлагает средства для исцеления оплакиваемых недугов. Эти средства разработаны у него в целую преобразовательную программу. Читая преобразовательную программу Крижанича, невольно воскликнешь: да это программа Петра Великого, даже с ее недостатками и противоречиями.

Крижанич постоянно сравнивает и проектирует, сопоставляет однородные явления у славян и на враждебном им Западе и предлагает одно из своего сохранить, как было, другое исправить по - западному.

Страницы: 1 2

Возникновение и развитие «Фаши ди комбаттименто»
В 1919 году появилась новая политическая сила, не признававшая правил парламентской игры, опиравшаяся на оружие, военную дисциплину и безудержную демагогию. Это были знаменитые Фаши ди комбаттименто – боевые группы. Оформленные как местные организации, дабы подчеркнуть связь с местным населением и региональными проблемами, не имевшие пе ...

Внешняя политика в начале ХХ в.  Русско-японская война.
Пришедший к власти в 1901 г. кабинет Кацура развернул активную подготовку к войне с Россией. Шовинистическая пропаганда захлестнула страницы буржуазной печати. В этих условиях заранее был ясен провал переговоров. 8 февраля 1904 г. японская эскадра адмирала Того напала на русский флот в Порт-Артуре. Лишь 10 февраля 1904 г. Япония формаль ...

Глава 4
Китайский император в начале XV в. установил около города Нанкина, бывшего тогда столицей Поднебесной, каменную стелу с обещанием своим подданным посвятить деятельность «нравственному перевоспитанию и изменению варварских привычек» других народов. О какой характерной черте восточных цивилизаций свидетельствуют эти слова? Каким образом т ...