Лжедмитрий I. Правление В. Шуйского. Лжедмитрий II. “Семибоярщина”.  Лжедмитрий I

История » Российское государство в период Смутного времени начала XVII века » Лжедмитрий I. Правление В. Шуйского. Лжедмитрий II. “Семибоярщина”.  Лжедмитрий I

Ещё в 1602 г. стали приходить известия о появлении в польских пределах якобы спасшегося от убийц царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного. Это был беглый монах московского Чудова монастыря Григорий Отрепьев, до монашества служивший у бояр Романовых.

Монах - расстрига нашел себе влиятельных покровителей среди польской знати. Первым из них был Адам Вишневецкий. Затем очень активно самозванца поддержал Юрий Мнишек, с дочерью которого Мариной самозванец обручился. Королевская Польша не решилась официально поддержать Лжедмитрия, хотя он тайно принял католичество, пообещав подчинить Русскую церковь папе римскому и передать Польше часть русских земель. Помощь Лжедмитрию собирать отряды для похода на Москву Лжедмитрию оказали представители польской знати.

В 1604 г. Лжедмитрий начал поход на Москву. Ему оказали поддержку недовольные “беззаконным” Борисом жители южных уездов. Присоединились и казаки: в Запорожье началось формирование отрядов; налаживались контакты с Доном.

В конце октября 1604 г. Лжедмитрий вторгся на Черниговщину, где в Комарницкой волости его поддержали беглые. Началось его продвижение к Москве. Оно отнюдь не было триумфальным шествием – самозванец терпел и поражения, но популярность его росла. Вера в истинного царя была сильна в русском народе, явившись результатом исторического пути в несколько веков. Самозванец умело пользовался этой верой, рассылая зажигательные воззвания. На его сторону перешли многие города юга России, а также казаки, недовольные бояре, дворяне и крестьяне.

В апреле 1605 года, после неожиданной смерти Бориса Годунова и отказа боярства признать его сына Федора царем, на сторону Лжедмитрия перешла и московская аристократия. Его 16-летний сын стал жертвой заговора и народного мятежа, вместе с матерью – царицей Марией он был убит. Правительственные войска, осаждавшие казаков Лжедмитрия в Кромах, перешли на сторону самозванца. 20 июня 1605г самозванец, не встретив никакого сопротивления, вошел в Москву как законный царь. Жители встречали его хлебом, солью, признавая его прирожденным государем. В июне 1605 года самозванец стал царем Дмитрием I. Шуйские, руководившие Боярской думой, подверглись опале, будучи заподозренными в заговоре против самозванца.

Свое правление самозванец старался вести по определенной программе, стремясь создать образ “доброго царя”. По определенным дням он принимал жалобы от населения, раздавал дворянам деньги, приказал составить сводный Судебник. Экономическое положение страны при нем улучшилось, а власть государя значительно возросла. Однако разрушить прежние традиции и избавиться от опеки Боярской думы ему не удалось.

Однако своей политикой Лжедмитрий не оправдал надеж ни одной из поддерживавших его сторон: положения крестьян не облегчил, земли стал раздавать польским, а не русским дворянам, при этом католичества не вводил и земель Польше не передавал.

Боевые действия в ходе операции «Кольцо»
27 декабря Н.Н. Воронов выслал в Ставку ВГК первый вариант плана «Кольцо». Ставка в директиве №170718 от 28 декабря 1942 г. (за подписями Сталина и Жукова) потребовала внести изменения в план, с тем, чтобы он предусматривал расчленение 6-й армии на две части перед её уничтожением. Соответствующие изменения были внесены в план. 10 января ...

Борьба за лидерство в политическом объединении северо-восточной Руси. Первые московские князья, их внутренняя и внешняя политика.
Основателем династии московских князей был младший сын А. Невского Даниил (1276— 1303 гг.). Получив в наследство один из наиболее слабых и незначительных уделов, он вскоре многократно расширил границы своих владений: 1301 г. - присоединена Коломна, принадлежавшая ранее Рязанскому княжеству; 1302 г. - в состав Московского удела по заве ...

Единство духовной и светской власти
В 1650 году вспыхнул новгородский бунт. Ни­кон, и без того уже мало любимый, на первых же порах раздражал народ своей энергической ме­рою: он сразу наложил на всех проклятие. Если бы это проклятие было наложено только на неко­торых, то могло бы подействовать на остальных, но проклятие, наложенное без разбора на всех, только ожесточило и ...