Г. Форд и развитие массового производства. Идеи, составившие основу фордизма
Страница 2

История » Эволюция фордизма » Г. Форд и развитие массового производства. Идеи, составившие основу фордизма

Идея доброжелательного сотрудничества между предпринимателем и рабочими (во времена Г. Форда это была главная проблема, которая приводила к стачкам) ещё была предложена в 30-х гг. XIX в. Чарльзом Бэббиджем. Основным вкладом Бэббиджа в развитие теории управления стала его книга "On the Economy of Machinery and Manufactures" ("Об экономии оборудования и комплектующих") (1832), разошедшаяся тиражом свыше 10 000 экземпляров и названная "первым бестселлером в серии литературы по менеджменту". Отношение Бэббиджа к взаимной вражде нанимателей и наемных рабочих (особенно в производственном секторе экономики) было весьма близко к отстаиваемой Ф.У. Тейлором концепции "ментальной революции", выработанной только через семьдесят лет. Бэббидж считал, что взаимные интересы владельцев и рабочих при должном к ним отношении позволяют преодолеть все существующие разногласия между этими сторонами. Он писал: “Наиболее ошибочное и вредоносное мнение, присущее многим рабочим, состоит в том, что их интересы и интересы их нанимателей в корне не совпадают”. Средство, предложенное Бэббиджем для снятия антагонизма между владельцами фабрики и рабочими, было развитие схем участия в прибыли, уже существовавших на оловянных рудниках в Корнише, свинцовых рудниках во Флинтшире и Йоркшире и некоторых медных рудниках Камберленда. Он утверждал, что введение принципа участия рабочих в разделении прибыли предприятия позволяет создать условия, при которых "каждый участник предприятия будет заинтересован в его процветании, поскольку успехи и неудачи будут тут же отражаться на его недельном жаловании" [38, c.39].

Идею автоматизации и массовости производства (замена ручного труда машинным) развивали Адам Смит, Эндрю Юр (профессор химии и физики в Anderson's College, Англия), они видели преимущество машинного труда над ручным. Оба считали, что только машинное производство способно удовлетворить потребности многих людей, и что только при машинном производстве можно задействовать большое количество рабочих, которые должны работать по 14-16 часов в день, получать мизирную зарплату, помимо этого они были сторонниками детского труда [38, c.41].

Идею иерархического управления предприятием развивал Герберт Бэлч (Великобритания), эта идея получила развитие по причине того, что рабочие оказывали сопротивление вводимой фабричной системе, для данного периода не существовало должностей среди рабочих (высококвалифицированный, неквалифицированный рабочий, управленец и рабочий), в результате чего все оказывались в равных условиях. Рабочие зачастую устраивали погромы на фабриках, ломали станки в знак протеста. В итоге произошла организация рабочей силы по иерархическому принципу, при этом верхние ступени занимались "искусными" мужчинами, а нижние - неквалифицированными женщинами. Бэлч писал по поводу новой организации работы: ”Это зрелище можно сравнить с увлекательным спектаклем: рабочие извлекают грунт и наполняют им вагонетки. Каждый работает на своем месте, работа регулируется бригадирами, все происходит точно и размеренно - словно работа часов" [39, c. 20].

Разработкой методов учёта издержек и материалов занимался Меткалф, его работа "The Shop Order System of Accounts" ("Система ведения цехового учета") в значительной степени являлась кратким изложением первой в своем роде книги, посвященной проблемам калькуляции стоимости произведённой продукции, опубликованной впервые в 1885 г. В книге "The Cost of Manufactures and the Administration of Workshops, Public and Private" ("Стоимость производства и управления в общественных и частных мастерских") было произведено детальное рассмотрение методов учета издержек и материалов, которыми впоследствии занимались Тейлор, Гантт, Файоль [39, c.22].

Идею обмена опытом управления между руководителями компаний (вспомним мемуары Г. Форда, где он делился своим опытом управления) предложил Генри Таун (США), он писал по этому поводу: ” уже накоплен весьма значительный опыт управления производством, однако этот опыт до сих пор не изложен сколько-нибудь полно в письменной форме, и каждое старое предприятие управляется на свой манер, не получая практически никакой пользы от того, что рядом с ним существуют точно такие же предприятия, и не передавая им собственного опыта . ”. С этой целью в США был создан в 1880 г. Американское общество инженеров-механиков (ASME). Цель ASME состояла в обмене опытом в сфере фабричного производства и управления [38, c.48].

Идею упрощения конструкции производственной машины выдвинул в 1812 г. Эл Уитни (США), он считал что благодаря простой сборке производственной машины рабочего не надо будет долго обучать работе на ней. Поэтому на работу можно брать только низкоквалифицированных рабочих, на рабочих можно экономить, платя низкую зарплату [38, c.50]. На Форде это широко практиковалось, вспомним слова из книги Ильфа и Петрова “Одноэтажная Америка" “Фордовский рабочий не имеет профессии, он прислуживает машине".

Страницы: 1 2 3

Борьба за лидерство в политическом объединении северо-восточной Руси. Первые московские князья, их внутренняя и внешняя политика.
Основателем династии московских князей был младший сын А. Невского Даниил (1276— 1303 гг.). Получив в наследство один из наиболее слабых и незначительных уделов, он вскоре многократно расширил границы своих владений: 1301 г. - присоединена Коломна, принадлежавшая ранее Рязанскому княжеству; 1302 г. - в состав Московского удела по заве ...

Гражданская война 1918-1920 гг. в России и военная интервенция. Основные события. Причины победы большевиков в гражданской войне. "Военный коммунизм" 1918-1920 гг., его последствия
Большевики вызвали всеобщее недовольство: у буржуазии отбирали предприятия и деньги, у дворян землю, у крестьян — излишки хлеба. Начался голод. Большевики начали политику военного коммунизма (продразвёрстка, всеобщая трудовая повинность, почти полная ликвидация торговли и др.). За белых выступали почти всё дворянство и буржуазия, часть ...

Студенческие кооперативы
Лишенной родительской помощи и государственной финансовой поддержки (стипендии и льготы по оплате за обучение были ничтожно малы), той части учащейся молодежи – «пролетариям умственного труда» – не оставалось ничего иного, как уповать на филантропическую помощь общественности (куда более весомую, нежели государственная) или же положитьс ...