Историографический обзор

Достаточно много известных ученых-историков внесли свою лепту в изучение темы Хеттского общества. Такие ученые как академик В.В. Струве, И.М.Дьяконов, Я.М.Магазинер, Дж.Маккуин, О.Р.Генри, Э.А.Менабде посвятили большую часть своих научных трудов вопросу жизни хеттов.

В советской научной литературе до последнего времени вообще не было работ, посвященных этому обществу в целом, кроме статьи академика В.В.Струве «Хеттское общество, как тип рабовладельческого общества» (очерки социально-экономической истории Древнего Востока М.-Л., 1934), однако эта работа уже устарела, время требует новых открытий в этой области.

Дж.Маккуин в своей книге «Хетты и их современники в Малой Азии», подробно раскрывая тему хеттского общества, провел структурирование законов по предметам, рассматриваемом в каждой из статей. Исследовав данную структуру, он пришел к выводу, что «хетты явно избегали тенденции к застою, неизбежно сопутствующей процессу кодификации, и без колебания вносили в законы реформы, отвечающие изменившимся обстоятельствам». Автор точно уверен, что «хеттское право было развивающимся институтом, и различные варианты кодекса, вероятно, отражают последовательные этапы развития государства».

О.Р Генри, в свою очередь, больше внимания уделил структуре общества в целом не только по Хеттским законам, но и по другим древним источникам. Автор пришел к выводу, что невозможно полно изучить хеттское общество, лишь опираясь на тексты, написанные по сути высшей прослойкой горожан. Ведь, по мнению Генри, «жизнь сосредотачивалась в маленьких поселениях земледельцев, в сообществах, которые сами себя обеспечивали, удовлетворяли свои потребности и на протяжении столетий почти не менялись…, и сегодняшнее анатолическое село мало чем отличается от своего предшественника, существовавшего более трех тысяч лет назад». Поэтому Генри считает, что также немаловажно изучать современное анатолическое поселение, так как это очень поможет понять условия жизни и организации маленьких хеттских сельских сообществ, которые составляли большую часть этого древнего царства.

Также достаточно глубоко изучил хеттское общество Э.А. Менабде. Он досконально изучил Хеттские законы и сделал множество интересных выводов. Хотя многие ученые относятся к его работе критически, в его книге все же немало ценных мыслей, касающихся этой темы. Он рассмотрел положение рабов, ремесленников, особый (по его мнению) класс военнопленных. Много внимания в своей работе автор уделил частной собственности. Менабде утверждает, что всей территорией страны «номинально и фактически владел сам правитель Хатти, считавшийся верховным собственником всех богатств страны». Большинство ученых-историков с ним не согласны и считают, что все же в Хеттском царстве существовало три типа землевладения: царская земля, храмовая и земля общинников. Хотя все завоеванные земли считались лично царя и его дома.

Глава 7
Составьте рассказ француза о «чудесах Голландии», побывавшего в этой стране в середине XVI в. «Много слышал я о «голландском чуде» и вот довелось мне побывать в этой части света. И действительно можно назвать чудом то, что на такой скудной земле, уходящей часто под воду морскую и залежами небогатой, процветает такое государство. Особен ...

Перестройка 1985-1991 гг. Крах перестройки и ликвидация социализма в СССР. Разрушение СССР
К середине 80-х гг. отставание СССР от Запада становилось всё более очевидным. Стране требовались реформы. В апреле 1985 г. новый Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв объявил о начале "перестройки и ускорения". Но плана реформ он не имел. Был легализован бизнес под видом кооперативов, но тут же обложен чрезмерными нало ...

Литературная полемика по вопросу о церковных имуществах.
Развитие монастырского землевладения не только подкапывало источник государственных средств для содержания военных сил, но, в конце концов стало разрушать и само иноческое житие. Монастыри из убежищ людей, искавших спасения души, стали превращаться в убежища праздной и сытой жизни. Монахи вместо богомыслия стали погрязать в мирской сует ...