Восстание ихэтуаней. Начало восстания ихэтуаней
Страница 1

История » Движение ихэтуаней в Цинской империи » Восстание ихэтуаней. Начало восстания ихэтуаней

Державы вели идеологическую обработку китайского народа, выражавшуюся в пропаганде христианского учения, проповедуемого иностранными миссионерами (католики и протестанты). К 90-м годам в Китае не оставалось почти ни одной провинции, где бы не обосновались иностранные служители культа. К 1900 г. лишь протестантских миссионеров насчитывалось более 2800 человек. [7] В провинции Шаньдун - на родине ихэтуаньского движения - подвизалось свыше 230 иностранных священников, имевших около 60 тыс. прихожан. [8] Миссии нередко владели большими участками земли и эксплуатировали местное население; иностранные пасторы часто не считались с китайскими законами, а их прихожане под покровительством христианской церкви творили бесчинства.

Беззастенчивость иностранных капиталистов, естественно, вызывала чувство ненависти у китайского народа. Возмущение нередко выливалось в открытую борьбу с иностранными капиталистами. До начала XX в. эта борьба протекала главным образом в форме антимиссионерских выступлений, локальных и эпизодических, чаще всего руководимых тайными религиозными сектами. В.И. Ленин относил их к категории "старых китайских бунтов". [9]

В 1898 г. повсеместно начались стихийные вспышки разрозненных выступлений, направленных в этот период не только против иностранных миссионеров и их паствы, но и против местных чиновников.

Наибольшую популярность в народе приобрел руководивший восстанием тайный союз "Ихэтуань" - "Отряды справедливости и мира" (или "Ихэцюань" - "Кулак во имя справедливости и мира"), который с точки зрения идеологии, обрядов и организационных форм уходил корнями в начало века: так называлось ответвление старинного антицинского подпольного общества "Байлянь цзяо" (секта "Белого лотоса"). Союз представлял собой мистико-религиозную организацию, члены которой собирались в развалившихся сараях или заброшенных лачугах, громко называвшихся "алтарями", где они коллективно затверживали заклинания и занимались гимнастическими упражнениями, имевшими в их глазах магический смысл, наивно веря, что таким путем они станут неуязвимыми для пуль и снарядов, обретут бессмертие.

Однако союзы "Ихэтуань" начала и конца XIX в. во многом отличались друг от друга. "Ихэтуань" конца XIX в. по сути дела - конгломерат тайных союзов ("Дадао", "Хундэнчжао", "Ихэцюань" и др.), имевший особую политическую программу. Если в начале XIX в. его члены вели антицинскую деятельность, провозгласив лозунг "Долой Цин, восстановим Мин!", и за это подвергались жестоким преследованиям, то в конце 90-х годов участники движения боролись главным образом против иностранцев. В это время распространился лозунг "Поддержим Цин, смерть иностранцам!".

Повстанцы не выработали четко сформулированной программы борьбы. Их цели и задачи можно уяснить, лишь изучая прокламации и листовки, обращенные к населению. В них, почти во всех, содержатся призывы к уничтожению иностранцев и изгнанию их из Китая. Такова главная задача восстания. Вместе с тем в ряде прокламаций проскальзывает критика продажных китайских чиновников или глухие намеки на необходимость свержения маньчжурской династии, замены ее китайской династией Мин.

В цинском правительстве отсутствовало единодушное мнение как об отношении к иностранным державам, так и к повстанцам. Одна группировка, возглавляемая начальником приказа жертвоприношений Юань Чаном и помощником министра чинов Сюй Цзин-чэном, настаивала на сохранении дружбы с державами и беспощадной расправе с ихэтуанями. Другая, лидерами которой были вице-канцлер Ган И и князь Цзай И, стояла за объявление войны империалистическим державам и за использование отрядов ихэтуаней в борьбе против иностранных захватчиков. Императрица Цыси проявляла колебания, которые находили свое выражение в противоречивых указах. Сближению консервативной клики Цыси с повстанцами объективно способствовали ее частные противоречия с державами (главным образом по вопросу о назначении престолонаследника), а также относительно мирные формы выступлений ихэтуаней в начальный период, их процинские лозунги. Временный союз правительства Китая с ихэтуанями не был, однако, ни искренним, ни последовательным. Цины предали повстанцев и повернули оружие против них, как только почувствовали силу иностранцев.

Страницы: 1 2

Личность Александра III
В 1845 г. 26 февраля в Аничковом дворце в Петербурге у цесаревича Александра Николаевича, будущего императора Александра II, родился третий ребенок и второй сын. Мальчика назвали в честь отца Александром и ему, как и деду – императору Николаю I, - волею судьбы предстояло стать всероссийским самодержцем. Личность Александра III олицетво ...

Внешнеполитический курс Николая I
Вторая четверть XIX в. - время наивысшего внешнеполитического могущества Российской империи в Европе. Огромная территория и многочисленное население, казавшиеся неисчерпаемыми внутренние ресурсы, фактически в одиночку разгромившая Наполеона сильнейшая в Европе армия, внешняя прочность государственного и общественного строя делали Россию ...

Последние приготовления Северной Кореи.
Командование северокорейской армии, со своей стороны, также активно претворяло в жизнь план вторжения в Южную Корею. В целях оперативной маскировки предстоящей операции было разыграно крупное войсковое учение, которым удалось притупить бдительность гожнокорейцев и американцев. В ходе учения было осуществлено сосредоточение войсковых гру ...