Проблемы промышленного переворота во Франции в конце ХVIII в.—1860-е гг.Страница 2
В связи с отмеченными факторами в полную силу промышленный переворот во Франции развернулся лишь после Июльской революции, в 1830—40-х гг. Можно выделить два основных периода в его развитии: 1830—40-е и 1850—60-е гг. В первом периоде шло экстенсивное развитие промышленности за счет появления новых отраслей, а во втором — их качественное совершенствование.
В целом промышленный переворот во Франции имел классическую схему: ведущей отраслью стало хлопчатобумажное производство, поскольку дешевые ситцевые ткани пользовались устойчивым спросом населения. В 1830-х гг. эта отрасль в основном механизировалось. Большую славу в Европе получила продукция шелкоткацкой промышленности Франции с центром в Лионе. Шелковые ткани были важным предметом французского экспорта. С середины 1830-х гг. в стране развернулось строительство крупных шелкоткацких фабрик. Успешно развивалось и французское сукноделие, на равных конкурировавшее с английским. С 1820-х гг. наметился сдвиг в развитии металлургии: начался переход на минеральное топливо, внедрялось пудлингование. За 30—40-е гг. XIX в. выпуск чугуна увеличился в 2 раза, выросла угледобыча. Однако в целом металлургическая отрасль развивалась медленно. В эти годы появились и первые машиностроительные предприятия. Промышленный переворот сопровождался укрупнением производства. Особенно выделялись предприятия «Шнейдер-Крезо», с 1836 г. выпускавшие продукцию черной металлургии, вагоны, паровозы, различные машины[4].
Ускорителем промышленного переворота стало железнодорожное строительство, сыгравшее огромную роль в дальнейшем развитии индустриализации. Первая короткая железнодорожная линия во Франции была построена в 1828 г., затем, в 1835 г. — вторая. С 1840-х гг. железнодорожное строительство здесь приняло широкий размах. Оно сразу получило поддержку со стороны правительства: в 1844 г. был издан закон о его поощрении, а с 1859 г. правительство стало выступать гарантом при выплате дивидендов от доходов железнодорожных компаний. Одновременно с развитием железнодорожного транспорта строились шоссейные дороги, речные каналы. Удобные для судоходства реки и близость океана в целом создавали благоприятные условия для развития водного транспорта[5].
В первой половине ХIХ в. во Франции были заложены основы кредитной системы. Однако в целом банковская и кредитная сеть была еще слабо развита. Банк Франции, созданный в 1800 г., аккумулировал в своих руках крупные капиталы, но он был практически единственной организацией, дававшей краткосрочные кредиты. С 1818 г. большую роль в мобилизации денежных средств играли сберегательные кассы, первая из которых была учреждена в Париже. Однако в целом промышленность вынуждена была опираться на собственные денежные средства. Не случайно уже в это время во Франции темпы роста промышленного капитала были гораздо ниже, чем денежного.
Ликвидация феодального землевладения способствовала подъему сельского хозяйства. Увеличивались посевные площади, улучшалась агрикультура. В течение первой половины XIX в. урожайность зерновых культур повысилась на 50 %. Первое место по этому показателю заняла пшеница. Развивалось животноводство, особенно разведение мериносовых овец. Экономическая дифференциация сельского населения привела к формированию крепких крестьянских хозяйств, прежде всего на севере страны. Однако в первой половине XIX в. во Франции сохранялся относительно низкий уровень развития аграрного сектора, что в значительной степени обусловливалось преобладанием мелкотоварного хозяйства. Постепенно с ростом населения в деревне крестьянские хозяйства дробились, превращаясь в крошечные наделы — парцеллы. Парцеллярное земледелие особенно страдало от государственных налогов: крестьяне были вынуждены закладывать свои наделы в ипотечных банках под высокие проценты. Парцеллизация (дробление) в целом вела к обнищанию деревни, росту ипотечной задолженности крестьян. Владельцы мелких парцелл со временем становились лишь формальными собственниками земельных участков. Господство мелких хозяйств в аграрном секторе сдерживало расширение внутреннего рынка и являлось одной из главных причин низких темпов развития индустриализации во Франции[6].
Основные причины поражения русских земель
В 30-е г. ХIII в., накануне нашествия, Русь делилась на множество суверенных княжеств, иногда связанных военно-политическими договорами, иногда-"вассальной зависимостью".
Таким образом, в канун Батыева нашествия на территории, занятой преимущественно древнерусским населением (но также эстами, водью, финнами, карелами, ненцами ...
Реформы Амир Низама
Под влиянием восстаний народных масс некоторые представители господствующего класса пытались путем реформ ослабить глубокий кризис, переживаемый феодальным Ираном. Инициатором этих реформ был назначенный новым шахом, Наср-эд-дином, великий визирь (глава правительства) Мирза Тагихан, получивший титул Амир Низама («князь армии»). Он был о ...
Возникновение и развитие «Фаши ди комбаттименто»
В 1919 году появилась новая политическая сила, не признававшая правил парламентской игры, опиравшаяся на оружие, военную дисциплину и безудержную демагогию. Это были знаменитые Фаши ди комбаттименто – боевые группы. Оформленные как местные организации, дабы подчеркнуть связь с местным населением и региональными проблемами, не имевшие пе ...