Проблемы промышленного переворота во Франции в конце ХVIII в.—1860-е гг.
Страница 2

История » Проблемы промышленного переворота во Франции в конце ХVIII в.—1860-е гг.

В связи с отмеченными факторами в полную силу промышленный переворот во Франции развернулся лишь после Июльской революции, в 1830—40-х гг. Можно выделить два основных периода в его развитии: 1830—40-е и 1850—60-е гг. В первом периоде шло экстенсивное развитие промышленности за счет появления новых отраслей, а во втором — их качественное совершенствование.

В целом промышленный переворот во Франции имел классическую схему: ведущей отраслью стало хлопчатобумажное производство, поскольку дешевые ситцевые ткани пользовались устойчивым спросом населения. В 1830-х гг. эта отрасль в основном механизировалось. Большую славу в Европе получила продукция шелкоткацкой промышленности Франции с центром в Лионе. Шелковые ткани были важным предметом французского экспорта. С середины 1830-х гг. в стране развернулось строительство крупных шелкоткацких фабрик. Успешно развивалось и французское сукноделие, на равных конкурировавшее с английским. С 1820-х гг. наметился сдвиг в развитии металлургии: начался переход на минеральное топливо, внедрялось пудлингование. За 30—40-е гг. XIX в. выпуск чугуна увеличился в 2 раза, выросла угледобыча. Однако в целом металлургическая отрасль развивалась медленно. В эти годы появились и первые машиностроительные предприятия. Промышленный переворот сопровождался укрупнением производства. Особенно выделялись предприятия «Шнейдер-Крезо», с 1836 г. выпускавшие продукцию черной металлургии, вагоны, паровозы, различные машины[4].

Ускорителем промышленного переворота стало железнодорожное строительство, сыгравшее огромную роль в дальнейшем развитии индустриализации. Первая короткая железнодорожная линия во Франции была построена в 1828 г., затем, в 1835 г. — вторая. С 1840-х гг. железнодорожное строительство здесь приняло широкий размах. Оно сразу получило поддержку со стороны правительства: в 1844 г. был издан закон о его поощрении, а с 1859 г. правительство стало выступать гарантом при выплате дивидендов от доходов железнодорожных компаний. Одновременно с развитием железнодорожного транспорта строились шоссейные дороги, речные каналы. Удобные для судоходства реки и близость океана в целом создавали благоприятные условия для развития водного транспорта[5].

В первой половине ХIХ в. во Франции были заложены основы кредитной системы. Однако в целом банковская и кредитная сеть была еще слабо развита. Банк Франции, созданный в 1800 г., аккумулировал в своих руках крупные капиталы, но он был практически единственной организацией, дававшей краткосрочные кредиты. С 1818 г. большую роль в мобилизации денежных средств играли сберегательные кассы, первая из которых была учреждена в Париже. Однако в целом промышленность вынуждена была опираться на собственные денежные средства. Не случайно уже в это время во Франции темпы роста промышленного капитала были гораздо ниже, чем денежного.

Ликвидация феодального землевладения способствовала подъему сельского хозяйства. Увеличивались посевные площади, улучшалась агрикультура. В течение первой половины XIX в. урожайность зерновых культур повысилась на 50 %. Первое место по этому показателю заняла пшеница. Развивалось животноводство, особенно разведение мериносовых овец. Экономическая дифференциация сельского населения привела к формированию крепких крестьянских хозяйств, прежде всего на севере страны. Однако в первой половине XIX в. во Франции сохранялся относительно низкий уровень развития аграрного сектора, что в значительной степени обусловливалось преобладанием мелкотоварного хозяйства. Постепенно с ростом населения в деревне крестьянские хозяйства дробились, превращаясь в крошечные наделы — парцеллы. Парцеллярное земледелие особенно страдало от государственных налогов: крестьяне были вынуждены закладывать свои наделы в ипотечных банках под высокие проценты. Парцеллизация (дробление) в целом вела к обнищанию деревни, росту ипотечной задолженности крестьян. Владельцы мелких парцелл со временем становились лишь формальными собственниками земельных участков. Господство мелких хозяйств в аграрном секторе сдерживало расширение внутреннего рынка и являлось одной из главных причин низких темпов развития индустриализации во Франции[6].

Страницы: 1 2 3 4

Культура
Кир II построил город на месте Пасаргад и руины древнего города должны быть отнесены ко времени основателя Ахеменидской державы. Развалины Пасаргад находятся в 43 км по прямой (самолетом) к северу от Персеполя; если добираться по дороге, то это расстояние удваивается. Город лежит на высоте около 1800 м над уровнем моря (та же отметка у ...

Правление Ивана III и Василия III. Свержение ордынского господства. Судебник 1497 г. Образование Российского единого государства
Централизованное государство возникает при Иване III (1462-1505). При нем к Москве были присоединены Ярославль, Ростов, Новгород, Тверь, Вятка. Иван III перестал платить дань Большой Орде (наиболее крупной части распавшейся Золотой Орды). Хан Ахмат попытался ослабить мощь Москвы и двинулся против нее походом. Но после "стояния на У ...

Экономическое и политическое положение Японии в первой половине Х1Х в. Кризис сёгуната
Социально-экономические процессы, происходившие в стране в период правления последних сёгунов из дома Токугава, свидетельствовали о глубоких противоречиях в обществе. Сельское хозяйство в середине Х1Х в. стало обнаруживать черты серьезного кризиса. Обрабатываемая площадь с начала ХУШ в. почти не расширялась. Прирост населения был предел ...