Проблемы промышленного переворота во Франции в конце ХVIII в.—1860-е гг.Страница 2
В связи с отмеченными факторами в полную силу промышленный переворот во Франции развернулся лишь после Июльской революции, в 1830—40-х гг. Можно выделить два основных периода в его развитии: 1830—40-е и 1850—60-е гг. В первом периоде шло экстенсивное развитие промышленности за счет появления новых отраслей, а во втором — их качественное совершенствование.
В целом промышленный переворот во Франции имел классическую схему: ведущей отраслью стало хлопчатобумажное производство, поскольку дешевые ситцевые ткани пользовались устойчивым спросом населения. В 1830-х гг. эта отрасль в основном механизировалось. Большую славу в Европе получила продукция шелкоткацкой промышленности Франции с центром в Лионе. Шелковые ткани были важным предметом французского экспорта. С середины 1830-х гг. в стране развернулось строительство крупных шелкоткацких фабрик. Успешно развивалось и французское сукноделие, на равных конкурировавшее с английским. С 1820-х гг. наметился сдвиг в развитии металлургии: начался переход на минеральное топливо, внедрялось пудлингование. За 30—40-е гг. XIX в. выпуск чугуна увеличился в 2 раза, выросла угледобыча. Однако в целом металлургическая отрасль развивалась медленно. В эти годы появились и первые машиностроительные предприятия. Промышленный переворот сопровождался укрупнением производства. Особенно выделялись предприятия «Шнейдер-Крезо», с 1836 г. выпускавшие продукцию черной металлургии, вагоны, паровозы, различные машины[4].
Ускорителем промышленного переворота стало железнодорожное строительство, сыгравшее огромную роль в дальнейшем развитии индустриализации. Первая короткая железнодорожная линия во Франции была построена в 1828 г., затем, в 1835 г. — вторая. С 1840-х гг. железнодорожное строительство здесь приняло широкий размах. Оно сразу получило поддержку со стороны правительства: в 1844 г. был издан закон о его поощрении, а с 1859 г. правительство стало выступать гарантом при выплате дивидендов от доходов железнодорожных компаний. Одновременно с развитием железнодорожного транспорта строились шоссейные дороги, речные каналы. Удобные для судоходства реки и близость океана в целом создавали благоприятные условия для развития водного транспорта[5].
В первой половине ХIХ в. во Франции были заложены основы кредитной системы. Однако в целом банковская и кредитная сеть была еще слабо развита. Банк Франции, созданный в 1800 г., аккумулировал в своих руках крупные капиталы, но он был практически единственной организацией, дававшей краткосрочные кредиты. С 1818 г. большую роль в мобилизации денежных средств играли сберегательные кассы, первая из которых была учреждена в Париже. Однако в целом промышленность вынуждена была опираться на собственные денежные средства. Не случайно уже в это время во Франции темпы роста промышленного капитала были гораздо ниже, чем денежного.
Ликвидация феодального землевладения способствовала подъему сельского хозяйства. Увеличивались посевные площади, улучшалась агрикультура. В течение первой половины XIX в. урожайность зерновых культур повысилась на 50 %. Первое место по этому показателю заняла пшеница. Развивалось животноводство, особенно разведение мериносовых овец. Экономическая дифференциация сельского населения привела к формированию крепких крестьянских хозяйств, прежде всего на севере страны. Однако в первой половине XIX в. во Франции сохранялся относительно низкий уровень развития аграрного сектора, что в значительной степени обусловливалось преобладанием мелкотоварного хозяйства. Постепенно с ростом населения в деревне крестьянские хозяйства дробились, превращаясь в крошечные наделы — парцеллы. Парцеллярное земледелие особенно страдало от государственных налогов: крестьяне были вынуждены закладывать свои наделы в ипотечных банках под высокие проценты. Парцеллизация (дробление) в целом вела к обнищанию деревни, росту ипотечной задолженности крестьян. Владельцы мелких парцелл со временем становились лишь формальными собственниками земельных участков. Господство мелких хозяйств в аграрном секторе сдерживало расширение внутреннего рынка и являлось одной из главных причин низких темпов развития индустриализации во Франции[6].
Спасательная
статистика.
Для корейского конфликта такой «нюансик» заключался в количестве произведенных вылетов вертолетов спасательной службы ВВС, коих по ее отчету было около 2500. Спасательная служба -это американская гордость. Каждый летчик, уходя на задание, имел в кармане миниатюрный радиомаячок. Попав в беду, парень нажимал кнопку, и свои знали, где его ...
Финансовая
реформа Петра I
Важнейшей мерой в ходе финансовой реформы стало введение подушной подати вместо существовавшего до этого подворного обложения. В 1710 году была проведена перепись населения, показавшая резкое уменьшение населения в стране вследствие бегства крестьян от обременительных налогов. Помещики также были заинтересованы в занижении количества пл ...
Русско-японская война 1904-1905 гг. Революция 1905-1907 гг.: причины,
характер и цели, движущие силы, основные этапы. Российский парламентаризм. I и
II Государственная Дума
На рубеже XIX—XX вв. Россия играла все более заметную роль в международных отношениях. Она принимала непосредственное участие в формировании двух военно-политических блоков — Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанты (Англия, Франция, Россия). Одним из основных направлений ее внешней политики стала борьба за утвер ...