Основные достижения Западноевропейской средневековой цивилизации
Страница 2

История » Средневековая цивилизация Запада » Основные достижения Западноевропейской средневековой цивилизации

Помимо многочисленных теологических трактатов и трудов религиозного содержания (Жития святых и др.) Западноевропейское средневековье оставило нам замечательные образцы светского искусства. В анналы мировой культуры вошел героический эпос тех времен Песнь о Ролланде, Песнь о Нибелунгах, Песнь о Сиде, лирическая легенда о Тристане и Изольде, записанная в XII в. Кретьеном де Труа, легенды о короле Артуре, Роман о Розе и др. В них авторы не только восхваляли мужество и добродетели героев, их верность долгу, но обращались к миру человеческих чувств. Великолепные образцы любовной лирики дала поэзия вагантов и трубадуров, воспевающих любовь к Прекрасной даме. Но их же произведения полны порой едкой насмешки над человеческой жадностью, глупостью, чванством, отрицанием таких христианских добродетелей как смирение, послушание, аскетизм. И, может быть, связующим звеном между ними и поэтами Возрождения стало творчество великого французского поэта XV в. Франсуа Вийона, Большое завещание и Малое завещание которого вошли в сокровищницу мировой литературы.

Своеобразное отражение развитие духовных начал в человеке нашло в архитектуре. Романский стиль, взявший за основу римскую базилику, утверждал простоту и ясность линий, величие и гармонию. В этом стиле построены соборы в Сантьяго-де-Компостелла (Испания), Пуатье и Арле (Франция), Вормсе и Майнце (Германия) и других городах, ряд рыцарских замков и монастырей. Сменивший его готический стиль, как бы объединяющий архитектуру, скульптуру и живопись, передавал состояние одухотворенности, устремления ввысь (собор Парижской Богоматери во Франции, Миланский собор в Италии, Вестминстерское аббатство в Англии, Венсенский замок в Париже, ратуша в Брусселе и др.).

Особый вклад в развитие Западноевропейской средневековой цивилизации внесли города. В них формировалась особая духовная атмосфера, новый ритм жизни, ценились образованность, предприимчивость и активность. Горожане были носителями этических представлений и норм, отличавшихся как от аскетической религиозной морали, так и от рыцарской культуры. С возникновением университетов в города переносится центр интеллектуальной жизни. Городская культуры носила ярко выпаженный светский характер. Городская литература и фольклор отражали здравый смысл горожанина, его личную жизненную активность. Не случайно, значительное место здесь занимали сатирические истории, стихи и басни, где горожане высмеивали не только рыцарей и духовенство, но также невежество крестьян и свои собственные недостатки. Одна из вершин средневековой городской культуры весьма популярный в те времена Роман о Лисе, где в образах животных (Лис горожанин, Волк рыцарь, Медведь феодал, Осел священник) представлена весьма едкая сатира на людские пороки. В то же время на городской почве развивалась и любовная лирика, и реалистическая прозаическая новелла. Средневековый город стал родиной театра, дух которого впитал в себя городские праздники, карнавалы, городской фольклор. И те забавные фарсы, и реалистические сценки, которые разыгрывались на городских площадях, были далеки от прообраза театра религиозных мистерий.

Страницы: 1 2 

Ус­та­нов­ле­ние ре­жи­ма лич­ной вла­сти А. Гит­ле­ра над Гер­ма­ни­ей.
До­би­ва­ясь пер­вен­ст­ва в пар­тии, Гит­лер, од­на­ко, ни­ко­гда не за­бы­вал свое вла­сти в Гер­ма­нии. Пер­вая по­пыт­ка пе­ре­во­ро­та в стра­не бы­ла пред­при­ня­та им и его пар­ти­ей 8-9 но­яб­ря 1923 го­да – так на­зы­вае­мый пив­ной путч, ко­то­рый за­вер­шил­ся по­ра­же­ни­ем. Имен­но эти но­ябрь­ские со­бы­тия ста­ли по­во­ро ...

Покорение Сибири
Сибирское ханство не отличалось ни силой, ни внутренней прочностью. Местная татарская знать колебалась в выборе политической ориентации. После присоединения Казанского царства сибирский хан Эдигер (Едигер) признал власть московского царя (1557 г.). Но свергнувший его хан Кучум разорвал подданнические отношения, назвав себя в послании Ив ...

Социально-кастовые группы древнеегипетского общества
Одним из основных классов в Египте времени Древнего царства был класс подневольных работников, трудившихся как в царских хозяйствах, так и в имениях крупных вельмож. В его состав входили прежде всего рабы — бывшие военнопленные или соплеменники, доведенные до рабского состояния, но основную массу составляли люди, именуемые «рабы (слуги) ...