Государственный Совет и Государственная Дума Российской империи, Совет Федерации и Государственная Дума Российской Федерации: общее и особенное (сравнительный анализ).
Страница 2

История » История государства и права России » Государственный Совет и Государственная Дума Российской империи, Совет Федерации и Государственная Дума Российской Федерации: общее и особенное (сравнительный анализ).

Организационное устройство Государственных дум всех созывов определялось новым, обсужденным на втором царскосельском совещании "Учреждением Государственной Думы" 20 февраля 1906 г. Продолжительность ежегодных сессий и сроки перерыва в работе Государственной Думы устанавливались царскими указами.

"Учреждение Государственной Думы" узаконивало и предметы ведения Думы. Первая статья этого закона определяла их как обсуждение законопредложений, восходящих к верховной самодержавной власти. Предметами ведения Думы были: а) вопросы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены; б) государственная роспись доходов и расходов с финансовыми сметами министерств и главных управлений; в) отчеты государственного контролера по исполнению государственной росписи; г) дела о постройке железных дорог за счет казны; д) дела об учреждении компаний на акциях; е) дела, рассматриваемые по повелению самого царя.

8 марта 1906 года были изданы бюджетные правила, ограничивающие деятельность Думы в области утверждения бюджета: отказ Думы в утверждении бюджета того или другого ведомства не приостанавливал приведения его в исполнение.

В настоящее время, будучи законодательным органом, Федеральное Собрание вместе с тем исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Этот кон­троль осуществляется посредством утверждения федераль­ного бюджета Государственной Думой, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом Российской Фе­дерации в отставку.

На заседаниях Думы могли присутствовать и выступать министры и главноуправляющие )в голосовании они не участвовали). Статья 33 "Учреждения" давала право группе депутатов (не менее 50 человек) интерпеллировать (обращаться с запросом) к председателю Совета Министров, министрам, главнокомандующим. Такое количество подписей, необходимое для запроса, нередко лишало левые группировки и фракции (особенно в III и IV Государственных Думах) возможности воспользоваться этим правом.

В настоящее время Конституция РФ предусматривает совершенно различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания, в которой Совету Федерации отво­дится роль своего рода тормоза по отношению к Государ­ственной Думе, призванного предотвратить возможность уста­новления в Российской Федерации «тирании большинства», завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.

Таким образом, конституционная монархия в России стала особым типом монархического конституционализма, возникшем на переломном этапе перехода от абсолютизма к тоталитарному большевистскому государству. Политические и юридические формы западноевропейского монархического конституционализма были использованы здесь для легитимации сугубо традиционалистского института - самодержавия. Будучи по форме правления дуалистической монархией, царский режим после революции 1905 года фактически представлял собой мнимый конституционализм, занимая промежуточное положение между более или менее развитыми формами монархического конституционализма западных стран и однозначно традиционалистскими режимами Востока. В настоящее время государственный строй России – президентская республика, с этим связаны значительные различия в системе формирования и деятельности Государственной Думы начала ХХ века и Государственной Думы РФ, ГосСовета и Совета Федераций РФ.

Страницы: 1 2 

Значение победы Синьхайской революции
Синьхайская революция, как революция национально-освободительная и антидеспотическая, победила, освободив Китай от маньчжурского ига, ликвидировав империю и на ее обломках создав республику. Вместе с тем к концу 1913 г. стало ясно, что революционные демократы народнического толка во главе с Сунь Ятсеном, сыгравшие руководящую и решающую ...

Государственное устройство в Персиде и в землях, завоёванных в результате походов Кира Великого и Камбиза II к концу правления Камбиза II. Административное устройство
Во главе новых административных округов стояли сатрапы. Из труда Геродота (III, 89 и ел.) вытекает, что должность сатрапа впервые была введена Дарпем I. Однако титул сатрапа существовал еще до возникновения Мидийской державы для обозначения самостоятельных вождей в Северо-Западном Иране [24, с. 154 и 323—324; 25, с. 303]. Возможно, долж ...

Перестройка в экономике России
Советская система централизованного планирования функционировала почти 70 лет. К главным плановым целям относилось проведение с конца 1920-х гг. социалистической индустриализации быстрыми темпам и достижение на ее основе военной мощи. Это было сделано путем: а) крупных инвестиций в тяжелую промышленность, в первую очередь в сталелитейну ...