Государственный Совет и Государственная Дума Российской империи, Совет Федерации и Государственная Дума Российской Федерации: общее и особенное (сравнительный анализ).
Страница 2

История » История государства и права России » Государственный Совет и Государственная Дума Российской империи, Совет Федерации и Государственная Дума Российской Федерации: общее и особенное (сравнительный анализ).

Организационное устройство Государственных дум всех созывов определялось новым, обсужденным на втором царскосельском совещании "Учреждением Государственной Думы" 20 февраля 1906 г. Продолжительность ежегодных сессий и сроки перерыва в работе Государственной Думы устанавливались царскими указами.

"Учреждение Государственной Думы" узаконивало и предметы ведения Думы. Первая статья этого закона определяла их как обсуждение законопредложений, восходящих к верховной самодержавной власти. Предметами ведения Думы были: а) вопросы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены; б) государственная роспись доходов и расходов с финансовыми сметами министерств и главных управлений; в) отчеты государственного контролера по исполнению государственной росписи; г) дела о постройке железных дорог за счет казны; д) дела об учреждении компаний на акциях; е) дела, рассматриваемые по повелению самого царя.

8 марта 1906 года были изданы бюджетные правила, ограничивающие деятельность Думы в области утверждения бюджета: отказ Думы в утверждении бюджета того или другого ведомства не приостанавливал приведения его в исполнение.

В настоящее время, будучи законодательным органом, Федеральное Собрание вместе с тем исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Этот кон­троль осуществляется посредством утверждения федераль­ного бюджета Государственной Думой, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом Российской Фе­дерации в отставку.

На заседаниях Думы могли присутствовать и выступать министры и главноуправляющие )в голосовании они не участвовали). Статья 33 "Учреждения" давала право группе депутатов (не менее 50 человек) интерпеллировать (обращаться с запросом) к председателю Совета Министров, министрам, главнокомандующим. Такое количество подписей, необходимое для запроса, нередко лишало левые группировки и фракции (особенно в III и IV Государственных Думах) возможности воспользоваться этим правом.

В настоящее время Конституция РФ предусматривает совершенно различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания, в которой Совету Федерации отво­дится роль своего рода тормоза по отношению к Государ­ственной Думе, призванного предотвратить возможность уста­новления в Российской Федерации «тирании большинства», завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.

Таким образом, конституционная монархия в России стала особым типом монархического конституционализма, возникшем на переломном этапе перехода от абсолютизма к тоталитарному большевистскому государству. Политические и юридические формы западноевропейского монархического конституционализма были использованы здесь для легитимации сугубо традиционалистского института - самодержавия. Будучи по форме правления дуалистической монархией, царский режим после революции 1905 года фактически представлял собой мнимый конституционализм, занимая промежуточное положение между более или менее развитыми формами монархического конституционализма западных стран и однозначно традиционалистскими режимами Востока. В настоящее время государственный строй России – президентская республика, с этим связаны значительные различия в системе формирования и деятельности Государственной Думы начала ХХ века и Государственной Думы РФ, ГосСовета и Совета Федераций РФ.

Страницы: 1 2 

Первые законодательные меры закрепощения крестьян
XV в. в положении русского крестьянства характеризуется исследователями как переломный, когда феодалы и государство переходят в наступление на права и свободы крестьян. Одним из первых проявлений такого наступления, стала статья 57 Судебника 1497 г. Ивана III, которая ограничила право «отказа» крестьян от земли. Статья закрепляла один ...

“Семибоярщина”
Успехи тушинцев заставили Василия Шуйского в феврале 1609 года заключить договор со Швецией, враждебной Польше. Отдав шведам русскую крепость Корелу, царь получил военную помощь. Русско-шведская армия освободила ряд городов на севере страны. Польский король надеялся вернуть себе шведский престол, считая себя его законным наследником. В ...

Предпосылки революции
Кубинская революция стала главным очагом революционного движения в Латинской Америке во второй половине 50-х – первой половине 60-х годов. Революционный взрыв на острове был вызван как общими для Латинской Америки причинами, так и местными особенностями. Прежде всего, это кризис зависимой капиталистической системы развития, базировавшей ...