Вступление в освободительную борьбу интеллигенции

История » Национально-освободительное движение на Украине » Вступление в освободительную борьбу интеллигенции

Система взглядов, претендующая на объяснение прошлого и настоящего, указание путей к лучшему будущему, становится главной движущей силой истории. Появившись в России, а затем и во всей Восточной Европе, слово «интеллигенция» в широком смысле означало сравнительно немногих людей, имеющих высшее образование. В более узком, но исторически более весомом смысле, интеллигенцией называли тех, кто по идейным соображениям посвятил себя улучшению доли народа, его культурного, социального и политического положения. Именно интеллигенция будет обеспечивать украинцев культурным, политическим руководством в новый и новейший период истории. Интеллигенция на Украине появилась в университетских городах, объединялась в кружки, где обсуждались различные философские и идеологические темы. Большую половину XIX века русская и украинская интеллигенция представляла собой крохотную часть общества, оторванную от масс, поглощённая деятельностью нужной только ей самой. И всё же, когда в обществе созрели соответствующие условия, эти дела и речи оказали большое влияние. Путь к национальному самосознанию был вымощен книгами. В процессе создания книг интеллигенция создаёт, развивает и оттачивает неповторимые черты этноса, историю, фольклор, язык и литературу. Первыми видными историками- любителями стали Василь Рубан («Короткая летопись малороссийская» 1777г), Офанас Шафонский («Черниговского наместничества топографическое описание», 1786г.), Якив Маркович («Записки о Малороссии», 1798г.) На их основе были созданы труды по истории Д.Н. Бантыш-Каменским «История Малой России» 1822г. В 1846 году опубликован труд «История руссов». Автор не известен. Он выступает за полную независимость Украины. «История руссов» сводилась к двум аспектам: истории казачества, что усилило интерес к прошлому Украины и о месте Украины в современной политической системе.

Возрос интерес к фольклору. Князь Николай Цертелев - грузин по происхождению в труде «Попытка собрания старых малороссийских песен» (1819 г) говорил о ценности песен как источника, по которому можно судить о «гении и духе народа». «Малороссийские народные песни»(1827г) Михайло Максимовича- это более полное и систематическое исследование украинской этнографии. В 1798 году свет увидел «Енеiду» Ивана Котляревского - первое литературное произведение на языке украинских крестьян, созданное на основе произведения римского поэта Вергилия. Олексий Павловский создал «Грамматику малороссийского наречия»(1818г), усовершенствовал и систематизировал украинский язык, но рассматривал его как один из диалектов русского. Иван Войцеховский издал небольшой украинский словарик(1823г). Все эти труды украинской интеллигенции способствовали самостоятельному развитию украинского языка.

Большая заслуга в развитии литературы на Украинском языке принадлежит Григорию Квитка-Основьяненко. «Малоросiйськi оповiдання Грицька Основ’яненка» 1834г было началом украинской прозы. Левко Боровиковский положил начало украинской балладе.

Интеллигенция начала XIX века, обогащая украинскую культуру, была убеждена что обогащает культурное наследие России в целом, не представляя себе, что украинская литература, язык и история может стать самостоятельной. Однако была подготовлена почва для борьбы за национальное самосознание.

После восстания декабристов, несмотря на разгул реакции и полицейские преследования, в кружках занимались изучением политической истории, философии. Предметом полемики часто становились вопросы о прошлом и будущем России, об отмене крепостного права, о развитии промышленности, торговли, железных дорог, о распространении просвещения.

Первоочередной задачей украинской интеллигенции в 40-е годы станет соединение национальной культуры и политической идеологии.

Выдающимся общественно- политическим деятелем того времени, защищавшим классовые интересы крестьянства, был Тарас Григорьевич Шевченко(1814-1861). Шевченко настойчиво пропагандировал устным и печатным словом идею крестьянской революции как средство свержения самодержавия. Он говорил, что крепостническая действительность с её проявлениями деспотизма вызвала в нём на всю жизнь отвращение и ненависть к любому насилию человека над человеком. В своих произведениях поэт разоблачал и осуждал бесправие и угнетение крестьян, торговлю крепостными, насилие и грабительство со стороны помещиков. Он искоренял иллюзии крестьян о «добром царе», разоблачал колонизаторскую политику русских царей. Распространявшиеся в рукописных списках антикрепостнические и антисамодержавные произведения Шевченко крестьяне заучивали наизусть. Сам Шевченко много ездил по Украине. Весной 1846 года Шевченко вступил в члены тайной политической организации - Кирилло-Мефодиевского общества.

Дальнейшее развитие событий
Цинский двор был застигнут врасплох учанским восстанием и волной революционного подъема. Маньчжуры оказались не в состоянии контролировать ситуацию. За помощью двор решил обратиться к известному, но уже опальному китайскому сановнику Юань Шикаю, игравшему большую политическую роль в Китае в конце XIX—начале XX в., хорошо известному запа ...

Реформы 60-70-х гг. XIX в. в России, их характер, социально-экономические и политические результаты.
Реформы 60-70 стали новым этапом европеизации России. 1)Крестьянская реформа ; 2)Судебная реформа . Судебная власть была отделена от законодательной и исполнительной, судьи стали несменяемы и обрели реальную независимость от правительственных чиновников. Были введены гласность и состязательность судебного процесса, обвинял подсудимого ...

Культура России во второй половине XIX в
Образование. При Александре II созданы женские гимназии и женские курсы с университетской программой. Университеты вновь получили автономию. Созданы земские училища. При Александре III большинство женских курсов закрыто, автономия университетов ограничена. Зато выросло число церковноприходских школ. Наука. И. П. Павлов разработал учение ...