Историческая наука в России в 30-е гг.
Страница 10

История » Историческая наука в России в 30-е гг.

Достаточно оригинально профессор А. Н. Фатеев рассмотрел проект конституции М. Сперанского, который, по его мнению, исходил из мысли, что необходимо не народ конформировать правительству, а, напротив, правительство приспособить к народу, соединив его с правительством через органы модифицированной власти. Смотрите подробности Ландшафтный дизайн стоимость Верхняя Пышма у нас на сайте.

Освободительное движение в России интересовало историков-эмигрантов слабо. Пожалуй, можно назвать лишь работу Н. С. Жекулина о ранних занятиях П. И. Пестеля политической экономией и влиянии на него идей А. Смита. Интересна интерпретация «Исповеди» М. А. Бакунина, предложенная Б. Е. Евреиновым. Он увидел в этом документе «плод спокойной мозговой работы человека» во имя достижения прямой цели - сохранения жизни и продолжения борьбы.

Советский период российской истории в исторической литературе 30-х гг., вышедшей из-под пера историков-эмигрантов, представлен довольно слабо. Наибольший интерес может вызвать лишь работа философа Н. А. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937 г.).

Н. А. Бердяев пытается разобраться в идеологии русского коммунизма, и это стремление неизбежно приводит его к творцу этого мировоззрения - В. И. Ленину. Он пишет: «Ленин империалист, а не анархист. Все мышление его было империалистическим, деспотическим. С этим связана прямолинейность, узость его миросозерцания, сосредоточенность на одном, бедность и аскетичность мысли, элементарность лозунгов, обращенных к воле. Тип культуры Ленина был невысокий, многое ему было недоступно и неизвестно. Всякая рафинированность мысли и духовной жизни его отталкивала. Он много читал, много учился, но у него не было обширных знаний, не было большой умственной культуры. Он приобретал знания для определенной цели, для борьбы и действия. В нем не было способности к созерцанию . Ленин был революционер до мозга костей именно потому, что всю жизнь исповедовал и защищал целостное, тоталитарное миросозерцание, не допускал никаких нарушений этой целостности» (Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М, 1990. С. 96 - 98).

Н. А. Бердяев рассматривает большевизм как направление, которое стремилось повести Россию к социализму впереди всего остального мира, в том числе впереди более развитых капиталистических стран. Это стремление, по мысли философа, есть типологическая черта ленинизма,, порождающая сущностные характеристики установившегося в 1917 г. в стране режима: «Вся Россия, весь русский народ оказался подчиненным не только диктатуре коммунистической партии, ее центральному органу, но и доктрине коммунистического диктатора в своей мысли и своей совести» (Там же. С. 99).

Политическая система, сложившаяся в России после 1917 г., по Н. А. Бердяеву, скомпрометировала себя крайней степенью бесчеловечности, однако ока сохранила государственность. Кроме того, советская власть была единственной реальной силой, обеспечивающей защиту страны от внешних опасностей. Поэтому внезапное падение этой власти, по мнению философа, было бы не меньшей трагедией, чем ее существование.

Предложенная Н. А. Бердяевым концепция при всей ее широкой популярности не была подтверждена историческим материалом и фактически носила характер гипотезы.

В 30-е гг. в российской исторической науке за рубежом оформился целый пласт литературы, вышедший из-под пера Л. Д. Троцкого. Сам Л. Д. Троцкий назвал это время «наиболее результативным» в своей жизни. Им были опубликованы книги «Перманентная революция», «Коммунистический Интернационал после Ленина», написаны два тома биографии И. В. Сталина.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12

Директива СНБ-68.
Лишь изменения международной обстановки привело к пересмотру ситуации вокруг Кореи. Дело в том, что в Китае Коммунистическая партия победила в войне с Гоминьданом. В октябре 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика. Она рассматривалась в Вашингтоне как нарастаюшая угроза национальным интересам США в этом регионе, да и в ...

Соборные определения о церковных имуществах.
Практическим результатом всего этого похода против монастырского землевладения была не секуляризация церковных имуществ, а только ряд мер, полагавших пределы дальнейшему развитию монастырского земле­владения. По окончании церковного собора 1551 года царь Иван Васильевич издал указ, коим запрещал монастырям и архиереям покупать вотчины у ...

Московское царство в XVI в. Правление Ивана IV. Содержание реформ правительства А. Адашева и их историческое значение
Василий 3 умер,когда Ивану IV было 3 года,в основном правление занималась его мать Елена Глинская. когда Ивану4 исполнилось 8 его мать умерла, после её смерти не прекращалась борьба за власть между боярскими группировками. В июне 1547 г. в Москве вспыхнул сильный пожар. Два дня бушевало пламя. Город почти полностью выгорел. Иван IV и ег ...