Непримиримая борьба с идеологическими противниками

История » Ленин Владимир Ильич » Непримиримая борьба с идеологическими противниками

В 1921 разразился голод в Поволжье. Оказать помощь вызвались норвежский полярник Ф. Нансен, американская организация АРА, гуманитарные организации Западной Европы, но они отказались сотрудничать с большевиками. Тогда Ленин, ни минуты не колеблясь, для работы в Помголе направил своих политических оппонентов Е. Д. Кускову, С. Н. Прокоповича, писателя М. А. Осоргина и др., что нисколько не помешало ему, после того как пик голода миновал, расправиться со многими из них (одни были высланы из России за «шпионаж», другие — арестованы).

В это же время Лениным был нанесен решительный удар по Русской Православной церкви. Как известно по многим ленинским работам, атеизм Владимира Ильича носил воинствующий характер, к духовенству он не испытывал ничего, кроме ненависти. Церкви было предложено в директивной форме сдать ценности в пользу голодающих. Патриарх Тихон еще до большевистских требований призвал глав епархий передать церковные ценности, за исключением священных предметов, в фонд помощи голодающим, но Ленина это не устраивало. Фонд был разогнан. Начался погром церкви. Патриарха посадили под домашний арест, а через год, в 1922, расстреляли по указанию Ленина свыше 8 тыс. священников, монахов и монашек. Осквернялись церкви и святые мощи, сжигались древние иконы и книги, топором рубили иконостасы. Реквизированные ценности шли не на закупку хлеба, а паровозов в Швеции.

Наряду с церковью у Ленина был еще один серьезный идеологический противник — интеллигенция, которую Ленин не любил с молодых лет, несмотря на то что сам принадлежал к ней и работал бок о бок с партийными интеллигентами. 31 августа 1922 в «Правде» было опубликовано «Первое предупреждение», в котором перечислялись «опорные пункты буржуазной интеллигенции»: высшая школа, издательская деятельность, художественная литература, публицистика, философия, медицина, кооперация, агрономия («наиболее активные элементы выселяются в северные губернии, часть за границу»). Осенью 1922 эта кампания стала набирать обороты.

По прямому указанию Ленина была осуществлена высылка за границу российских деятелей науки и культуры. «Он управлял теченьем мысли, и только потому — страной», — написал о Ленине Пастернак. Точнее, мыслью кухарки, но не философа. В этом во многом коренится причина гонений на интеллигенцию. «Философский пароход» (русские ученые и писатели высылались на немецком судне), взявший курс на Запад, был один, а «философские эшелоны» на Север вскоре пошли один за другим.

В области национальных отношений Ленин настаивал на вполне демократическом «праве наций на самоопределение». Но в декабре 1922 при образовании СССР именно это положение закладывало мину замедленного действия — формировалась взрывоопасная национальная федерация.

Глава 36
В исторической концепции К. Маркса капитализм характеризуется как одна из общественно – экономических формаций. Как Вы понимаете, что такое капитализм ? Каково, на Ваш взгляд, соотношение между капитализмом и индустриальной цивилизацией ? Аргументируйте свой ответ Ребят, вот определения из энциклопедии, а уж по поводу соотношения между ...

Общая характеристика политических и правовых идей Реформации
В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической форме. Поскольку ближайшими целями этого движения являлись «исправление» официальной доктрины римско-католическ ...

Возникновение и развитие «Фаши ди комбаттименто»
В 1919 году появилась новая политическая сила, не признававшая правил парламентской игры, опиравшаяся на оружие, военную дисциплину и безудержную демагогию. Это были знаменитые Фаши ди комбаттименто – боевые группы. Оформленные как местные организации, дабы подчеркнуть связь с местным населением и региональными проблемами, не имевшие пе ...