Мезолитический (IX — VI тысячелетия до н. э.) и неолитический (V - IV тысячелетия до н. э.) периоды
Страница 1

История » Каменный век на территории Хакасии » Мезолитический (IX — VI тысячелетия до н. э.) и неолитический (V - IV тысячелетия до н. э.) периоды

С окончанием сартанского оледенения в Сибири началось Общее потепление климата. Тундра отступила к Ледовитому Океану, тайга продвигалась на север, на юге распространялись лесостепи и степи с их особой флорой и фауной. Постепенно складывались современные ландшафты.

Менялись быт и культура людей каменного века, техника обработки камня, изобретались новые по форме и назначению орудия, по древние грубые орудия из крупных речных галек сохранялись. Очевидно, что южносибирская мезолитическая культура зарождалась в недрах культуры людей верхнего палеолита и па ее основе. Енисейские охотники еще в эпоху палеолита приручили волка и обзавелись первым домашним животным — собакой. В период мезолита были изобретены лук и стрелы.

Важными достоинствами лука и стрел, получивших широкое распространение в мезолите, являлись:

1) превосходство скорости полета стрелы над скоростью полета копья в три раза;

2) увеличение дистанции полета в три-четыре раза по сравнению с дальностью полета копья, а отсюда и внезапность удара;

3) появление прицельного качества, до того неизвестного ни у одного вида метательного оружия;

4) большая скорострельность лука, т. е. возможность частой прицельной стрельбы.

Наконец, создание лука привело к изобретению лучкового сверла (просуществовавшего от неолита до феодализма) и лучкового способа добычи огня сверлением.

Кроме регулярной охоты, люди в эпоху мезолита занимались рыболовством. В хакасских степях на берегах озер появились стоянки охотников и рыболовов. Они уже пользовались костяными гарпунами, крючками и сетями, сплетенными из растительных волокон. Зародилось ткачество. Люди научились шлифовать камень. Это позволило создавать совершенные каменные топоры и тесла, долота и ножи. Орудия со шлифованными лезвиями были гораздо производительнее прежних. Люди научились делать из дерева долбленые челны, плоты, ловушки и охотничьи снасти из обработанного дерева. Стали лепить и обжигать посуду из глины и варить в ней пищу. Последнее произошло уже в неолитический период.

Полагают, что климат Южной Сибири в период неолита был значительно теплее современного. Широко разрослись леса, боры и рощи. В степях было изобилие кустарниковой растительности и луговых трав. Это способствовало увеличению количества лесных животных и появлению на реках и озерах множества водоплавающей дичи. Основными объектами охоты стали лесные животные: лось, благородный олень и косуля. Это подтверждают материалы неолитической стоянки на р. Малая Сыя в Кузнецком Алатау. В степной части долин Среднего Енисея, Абакана и Чулыма неолитические стоянки почти отсутствуют. Возможно, это связано с исчезновением стадных травоядных животных (северных оленей, бизонов, диких лошадей и т. п.).

В эпоху неолита жизнь людей изменилась, их культура значительно обогатилась многими новыми и важными достижениями в способах ведения хозяйства, новыми отраслями домашнего производства. В разных местах Хакасско-Минусинской котловины найдены отдельные предметы неолитического периода, например шлифованные топоры и тесла. Бесспорно, неолитическими являются каменные скульптуры рыб, обнаруженные на р. Сисим и близ деревень Лепешкиной и Кореловой (см. приложение рис. 4). Вероятно, к неолиту относятся стоянка Богуртак на р. Тубе и нижний слой поселения у села Батени, в котором оказались каменные орудия, кости диких животных и гладкая посуда со штрихами от протирания пучком травы. Поселения с неолитической керамикой открыты на правом берегу Енисея близ дер. Унюк и на левом — близ деревень

Б. Копёны и Абакано-Перевоз, а также в горах Оглахтах — в 50 км ниже г. Абакана. Унюкское долговременное поселение расположено на пойменной террасе, слои его залегают на глубине около 1,5 м. Здесь обнаружено значительное количество обломков лепных неолитических сосудов, по форме приближающихся к яйцевидным.

Страницы: 1 2 3

Глава 9
Историк Эспадо Бургос определяет одну из исторических эпох Испании и Европы как разновидность революции «сверху» — авторитарной и патерналистской (по принципу «все для народа, но без народа»). О каком периоде истории нового времени идет речь? Справедливо ли утверждение испанского историка? Докажите свою точку зрения На мой взгляд, Эспа ...

Этнокультурные традиции. Хозяйственные занятия
Традиционный образ жизни, веками сохранявшийся армянским народом, сложился на основе комплексного земледельческо-скотоводческого хозяйства, в условиях вертикальной зональности и умеренно континентального климата. В долинах и низменностях преобладало земледелие, в первую очередь хлебопашество, а в высокогорной зоне - скотоводство. Воздел ...

Завещание
Цзян Чжунчжэн ушел из жизни 5 апреля 1975 года из-за сердечной недостаточности. Перед своей кончиной он просил, чтобы его останки были перевезены в Нанкин для постоянного захоронения на горе Цзыцзиньшань, там, где покоится гроб с телом Сунь Ятсена. В собственном политическом завещании Цзян Чжунчжэн призывал собственных сограждан продол ...