Глава 25
Страница 1

О. Шпенглер назвал цивилизацию, основы которой сформировались в XVII — XVIII вв. фаустовской. Как Вы думаете, почему? Согласны ли Вы с ним? Аргументируйте свою точку зрения

Всего по Шпенглеру было восемь культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, "аполлоновская" (греко-римская), "магическая" (византийско-арабская), культура народов майя - все они завершились, и "фаустовская" (западноевропейская), находящаяся на заключительном этапе своего существования. Различие этих культур, как считает Шпенглер, является не внешним, а, напротив, касается самых глубинных психических и психологических процессов и переживаний людей, в частности, в первую очередь, их восприятия и понимания таких категорий, как пространство и время. Ни ассимиляция, ни даже простое уразумение идей и представлений одного культурно-исторического типа невозможно, считает Шпенглер, человеком другого типа. Культуры эти герметически замкнуты. В своем развитии они прошли этапы, которыми характеризуется жизнь отдельного человека, а именно - рождение, созревание, возмужание, расцвет, увядание и смерть. Период умирания каждой культуры является ее цивилизацией, и "фаустовская", то есть западноевропейская, как раз и находится в настоящее время на этой стадии.

Шпенглер называет ЕЦ (европейскую цивилизацию) фаустовской не потому, что она индустриальная и круто навороченная, а, главным образом, потому, что ЕЦ отличается особым духом, который наиболее ярко представлен в образе Фауста в литературе. Наука в ЕЦ рассматривается как самоцель и как универсальное средство познания, покорения природы, усовершенствования человека, улучшения гражданских дел. Этот неукротимый дух преобразований, названный О. Шпенглером «фаустовским», – притом преобразований с помощью науки, – неизбежно должен был породить индустриальную цивилизацию с ее сциентистски-техницистским сознанием.

Полную противоположность аполлинической душе древней Греции представляет собою умирающая ныне по Шпенглеру фаустовская душа западно-европейской культуры. Душа эта родилась в Х-м столетии вместе с романским стилем в северных равнинах между Эльбой и Тахо, что задолго до того, как в них вступила нога первого христианина, жили тоской по бесконечности. Как вся культура Антики<5> родилась из ощущения измеряемого тела, так из чувства бесконечного пространства родилась культура фаустовской души. Не унаследованную античную геометрию углубил и продолжил Декарт, но независимо от нее создал совершенно новое учение, порывавшее античную связь числа и тела и создававшее невозможную в аполлинической душе связь числа и бесконечности. Иную математику построила себе фаустовская душа, исходное созерцание которой есть бесконечное пространство, убегающая в даль перспектива. Здесь все текуче, бесконечно изменчиво, т.-е. на античный масштаб алогично, полно хаоса. Элемент западной математики - не рациональное число, не символ конкретного тела, а "функция", неопределенная связь между произвольно меняющимися величинами. Рациональные числа являются лишь отдельными моментами в сплошной непрерывности иррациональных и комплексных чисел. Вместо эвклидовской геометрии, заключенной в прочные границы тел и фигур, мы имеем аналитическую геометрию Декарта с ее текучими координатами и тесно связанное с ней исчисление бесконечно малых. В искусстве аполлиническая культура воплощает свой идеал статической гармонии форм, фаустовская культура - свой порыв в бесконечность. С одной стороны - прекрасная геометрическая соразмерность античного храма, с другой стороны - "застывшая музыка" готического собора с его устремлением ввысь, с его грандиозной перспективой. Греческие сады - совокупность отдельных цветущих уголков; западно-европейский парк не возможен без "point de vue", откуда развертываются разбегающиеся перспективы аллей.

Страницы: 1 2

Выводы
В интервью журналу "Роллинг стоунс" Клинтон, оценивая проведенную им в 1993 г. работу, отметил, что никакой благодарности ни со стороны средств массовой информации, ни со стороны общества он не получил за все то, что сделал для улучшения жизни американцев. Как считает Роджер Дэвидсон, политолог из Мэрилендского университета, ...

21 победа Сутягина.
Ясно одно, 64-й корпус в Корее сражался яростно и вышел из борьбы с честью, пи в чем не уступив тем, кто считал себя королями воздуха. Прятать им нечего, а гордиться можно. Во всяком случае, самый результативный пилот той войны носил русскую фамилию Сутягин и имел 21 победу. Этому верить можно, за этим в СССР следили строго. Американски ...

Начало восстановления разрушенного хозяйства
К маю 1944 г. фронт от Черного моря до Дубоссар стабилизировался по линии Днестра, а далее - по направлению на Корнешты - севернее Унген. Города Тирасполь, Григориополь, Дубоссары, приднестровские села, переправы через Днестр находились в сфере досягаемости артиллерийского огня противника, кроме того, их бомбила немецкая и румынская ави ...