Глава 25
Страница 1

О. Шпенглер назвал цивилизацию, основы которой сформировались в XVII — XVIII вв. фаустовской. Как Вы думаете, почему? Согласны ли Вы с ним? Аргументируйте свою точку зрения

Всего по Шпенглеру было восемь культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, "аполлоновская" (греко-римская), "магическая" (византийско-арабская), культура народов майя - все они завершились, и "фаустовская" (западноевропейская), находящаяся на заключительном этапе своего существования. Различие этих культур, как считает Шпенглер, является не внешним, а, напротив, касается самых глубинных психических и психологических процессов и переживаний людей, в частности, в первую очередь, их восприятия и понимания таких категорий, как пространство и время. Ни ассимиляция, ни даже простое уразумение идей и представлений одного культурно-исторического типа невозможно, считает Шпенглер, человеком другого типа. Культуры эти герметически замкнуты. В своем развитии они прошли этапы, которыми характеризуется жизнь отдельного человека, а именно - рождение, созревание, возмужание, расцвет, увядание и смерть. Период умирания каждой культуры является ее цивилизацией, и "фаустовская", то есть западноевропейская, как раз и находится в настоящее время на этой стадии.

Шпенглер называет ЕЦ (европейскую цивилизацию) фаустовской не потому, что она индустриальная и круто навороченная, а, главным образом, потому, что ЕЦ отличается особым духом, который наиболее ярко представлен в образе Фауста в литературе. Наука в ЕЦ рассматривается как самоцель и как универсальное средство познания, покорения природы, усовершенствования человека, улучшения гражданских дел. Этот неукротимый дух преобразований, названный О. Шпенглером «фаустовским», – притом преобразований с помощью науки, – неизбежно должен был породить индустриальную цивилизацию с ее сциентистски-техницистским сознанием.

Полную противоположность аполлинической душе древней Греции представляет собою умирающая ныне по Шпенглеру фаустовская душа западно-европейской культуры. Душа эта родилась в Х-м столетии вместе с романским стилем в северных равнинах между Эльбой и Тахо, что задолго до того, как в них вступила нога первого христианина, жили тоской по бесконечности. Как вся культура Антики<5> родилась из ощущения измеряемого тела, так из чувства бесконечного пространства родилась культура фаустовской души. Не унаследованную античную геометрию углубил и продолжил Декарт, но независимо от нее создал совершенно новое учение, порывавшее античную связь числа и тела и создававшее невозможную в аполлинической душе связь числа и бесконечности. Иную математику построила себе фаустовская душа, исходное созерцание которой есть бесконечное пространство, убегающая в даль перспектива. Здесь все текуче, бесконечно изменчиво, т.-е. на античный масштаб алогично, полно хаоса. Элемент западной математики - не рациональное число, не символ конкретного тела, а "функция", неопределенная связь между произвольно меняющимися величинами. Рациональные числа являются лишь отдельными моментами в сплошной непрерывности иррациональных и комплексных чисел. Вместо эвклидовской геометрии, заключенной в прочные границы тел и фигур, мы имеем аналитическую геометрию Декарта с ее текучими координатами и тесно связанное с ней исчисление бесконечно малых. В искусстве аполлиническая культура воплощает свой идеал статической гармонии форм, фаустовская культура - свой порыв в бесконечность. С одной стороны - прекрасная геометрическая соразмерность античного храма, с другой стороны - "застывшая музыка" готического собора с его устремлением ввысь, с его грандиозной перспективой. Греческие сады - совокупность отдельных цветущих уголков; западно-европейский парк не возможен без "point de vue", откуда развертываются разбегающиеся перспективы аллей.

Страницы: 1 2

Военные потребности Московского государства.
Пока Русь была разбита на множество княжеств, в ней не отлагалось многочисленного военного класса. Князья для внешних и внутренних войн пользовались большей частью народными ополчениями. В летописях XIII - XV веков можно найти множество сообщений об участии в войнах москвичей, тверичей, рязанцев и т. д. При сравнительно небольших разм ...

«Старожильцы» и «пришлые»
Приблизительно с конца XIV до начала XVII в. среди крестьянства центральной окско-волжской Руси идет непрерывающееся переселенческое движение, сначала одностороннее — на север за верхнюю Волгу, потом, с половины XVI в., с завоеванием Казани и Астрахани, двустороннее — еще на юго-восток по Дону, по средней и нижней Волге. Среди этого дви ...

Внешние предпосылки
После объединения Италия всеми силами стремилась войти в число великих держав, и вела для этого активнейшую внешнюю, в том числе – колониальную политику. Эта активность не позволила Италии остаться нейтральной в европейских конфликтах, предшествовавших Первой мировой войне. Вынужденная определиться, Италия первоначально примкнула к Трой ...