Глава 24

«Дух законов» Монтескье современники называли евангелием просветительства, а «Энциклопедию наук, искусств и ремесел» Д. Дидро — Библией для образованных. Как Вы думаете, почему?

Шарль Луи Монтескье один из самых первых по старшинству в ряду просветителей. В «Духе законов» он заложил те основы социальных и политических взглядов, которые в последствие были развиты другими просветителями.

Монтескье выступал горячим поборником свободы, однако свободы как право делать все, что дозволено законами. Она возможна лишь там, где нет нарушающих и злоупотребляющих властью. А для этого необходим такой порядок, при котором различные власти сдерживают друг друга. Монтескье предложил строгое разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную, которые должны быть независимы друг от друга. Мыслитель различал три основные формы правления: республику, монархию и деспотию, также полагал, что географический фактор и размеры государства во многом определяют форму правления. Так, республика, по его мнению, пригодна для небольших территорий, монархия – для средних, деспотия – для обширных.

Д. Дидро стал центром кружка лучших умов эпохи Просвещения, привлеченных для сотрудничества в «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». Среди энциклопедистов были математик Даламбер, писатели Вольтер, Руссо, Монтескье, биолог Бюффон, врачи, путешественники, историки, химики, музыканты, филологи. В многотомной энциклопедии Дидро поместил собрание всех достижений века от ремесел до искусства. Это было детальное описание отдельных наук и видов искусства и выделение существующих между ними связей. «Энциклопедия» представляла собой важнейшее явление культуры, политики и общественной жизни. Она радушно открыла двери для истории, специальных и научно-технических знаний (научных открытий и изобретений в промышленности), стала Библией для образованных. В ней отразились новые веяния и философии. Энциклопедисты противопоставляли естественное право традиционному и божественному, опытный анализ природы и человека – слепой вере. Их всех объединяли отрицательное отношение к феодальному строю, защита прав третьего сословия во главе с буржуазией, ненависть к средневековой схоластике и католической церкви. Они не ограничивали свою критику только областью религии, они критиковали каждую научную традицию, каждое политическое учреждение своего времени, доказываю всеобщую применимость своей теории.

Итоги и историческое значение революции
Младотурецкая революция была буржуазной революцией, весьма ограниченной и верхушечной. Она не уничтожила в стране докапиталистические отношения и не освободила Турцию от полуколониальной зависимости. Принятые в 1909 г. парламентом законы и поправки, внесенные в конституцию 1876 г., хотя и были направлены на укрепление буржуазного харак ...

Гражданская война 1863 – 1867 гг. и падение сёгуната
Действия оппозиционных сил включали теперь выступления горожан, представителей разнообразных слоев складывающейся буржуазии, ронинов, крупных боевых отрядов самураев, которые боролись не только против бакуфу, но и против верхушки феодальных княжеств. Переговоры с американцами вызвали сопротивление императорского дома, но сёгунат, несмот ...

Хозяйственный подъем в Германии в конце XIX века. Экономическое развитие Германии
Экономическое развитие Германии объединившейся в единое государство было стремительным. За последние 30 лет XIX века Германия вышла на второе место в мире по промышленному производству. В Европе она заняла первое место. Ее доля в мировом производстве поднялась с 13 до 16%. По темпам экономического развития, возросшему в 6 раз, Германия ...