Глава 24

«Дух законов» Монтескье современники называли евангелием просветительства, а «Энциклопедию наук, искусств и ремесел» Д. Дидро — Библией для образованных. Как Вы думаете, почему?

Шарль Луи Монтескье один из самых первых по старшинству в ряду просветителей. В «Духе законов» он заложил те основы социальных и политических взглядов, которые в последствие были развиты другими просветителями.

Монтескье выступал горячим поборником свободы, однако свободы как право делать все, что дозволено законами. Она возможна лишь там, где нет нарушающих и злоупотребляющих властью. А для этого необходим такой порядок, при котором различные власти сдерживают друг друга. Монтескье предложил строгое разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную, которые должны быть независимы друг от друга. Мыслитель различал три основные формы правления: республику, монархию и деспотию, также полагал, что географический фактор и размеры государства во многом определяют форму правления. Так, республика, по его мнению, пригодна для небольших территорий, монархия – для средних, деспотия – для обширных.

Д. Дидро стал центром кружка лучших умов эпохи Просвещения, привлеченных для сотрудничества в «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». Среди энциклопедистов были математик Даламбер, писатели Вольтер, Руссо, Монтескье, биолог Бюффон, врачи, путешественники, историки, химики, музыканты, филологи. В многотомной энциклопедии Дидро поместил собрание всех достижений века от ремесел до искусства. Это было детальное описание отдельных наук и видов искусства и выделение существующих между ними связей. «Энциклопедия» представляла собой важнейшее явление культуры, политики и общественной жизни. Она радушно открыла двери для истории, специальных и научно-технических знаний (научных открытий и изобретений в промышленности), стала Библией для образованных. В ней отразились новые веяния и философии. Энциклопедисты противопоставляли естественное право традиционному и божественному, опытный анализ природы и человека – слепой вере. Их всех объединяли отрицательное отношение к феодальному строю, защита прав третьего сословия во главе с буржуазией, ненависть к средневековой схоластике и католической церкви. Они не ограничивали свою критику только областью религии, они критиковали каждую научную традицию, каждое политическое учреждение своего времени, доказываю всеобщую применимость своей теории.

Московская конференция.
Освобождение Кореи от японской оккупации привело к возникновению разных точек зрения в отношении будущего ее обустройства. В декабре 1945 г. на очередной, теперь Московской, конференции министров иностранных дел стран-союзниц, было решено образовать Временное демократическое правительство Кореи. Оно должно было помочь советско-американ ...

Собирание сил представителями КПК
Сразу же после освобождения Маньчжурии перед КПК встали сложные задачи, так как в этом районе из-за террора японских властей политические позиции КПК были слабыми. С целью ускорения формирования местных партийных организаций и создания новых органов власти из старых освобожденных районов в Маньчжурию было переброшено около 50 тыс. парти ...

Причины падения правительства А. Адашева. Опричнина и ее последствия. Становление самодержавия
В 1560 г. произошел разрыв Ивана IV с Избранной радой, и она прекратила свое существование. Причина падения правительства Адашева состояла в том, что между ним и царем возникли разногласия по вопросу о путях дальнейшей централизации страны. Избранная рада в течение десяти лет проводила реформы, темп осуществления которых перестал устраи ...