Глава 5
В японской живописи отсутствовал жанр портрета. На Ваш взгляд, каковы причины такого явления? Отражает оно особенности культуры Японии или характеристики всех восточных цивилизаций? Расскажите об этом, используя конкретные примеры из истории Египта, Индии и Китая
Надо заметить, что портрет в живописи Японии всё же присутствовал, хоть и не так ярко выражено, как на Западе. Портрет развивается в Японии в камакурский период, когда проявляется интерес к личности. До наших дней дошли изображения легендарных индийских патриархов Сэссина и Мутяку, выполненные около 1208 года. К шедеврам живописного портрета относится приписываемый художнику Фудзивара Таканобу портрет военачальника Минамото Ёритомо, изображенного в парадной одежде. Однако портрет на Востоке зачастую очень своеобразен – в нём нет портретного сходства J Это может быть связано с особенностями мировосприятия и восприятия личности на Востоке. Скажем, в японской буддийской секте Дзен (Чань в Китае) постулируется созерцание мира как он есть, без какой-либо рефлексии. Человек встраивается в природу, а не противопоставляется ей. Так например, однажды японскому монаху-художнику было велено нарисовать дракона для монастыря. Смущённый, он пришёл к настоятелю-роси и заявил, что никогда не видел дракона, и спросил как его изобразить? Настоятель ответил: «Дурак! Стань этим драконом!» Нарисованный монахом дракон сохранился и по сей день. Говорят, очень впечатляет. Нельзя сказать, что на Востоке отсутствует интерес к личности, но сама личность понимается специфически. Вспомни многочистенные буддийские танка, там не важно внешнее сходство – на конкретную личность и её психологическое своеобразие указывают символические признаки: особым образом сложенные руки, различные знаки на теле и вокруг. В исламской культуре запрещено изображать одушевлённые предметы, поэтому изображения людей на восточных фресках можно увидеть разве что в профиль.
Глава 20
Некоторые исследователи истории Французской революции XVIII в. считают, что якобинская диктатура была революцией против революции 1789 г. Можно ли согласиться с этим утверждением? Аргументируйте свою позицию
В принципе на этот вопрос можно дать утвердительный ответ. «Да».
Главная идея фр. Рев. 1789 г. это свобода; идеалы – принять кон ...
Репрессии на фронте
В Советском Союзе строительство Красной Армии, ведение войн и вооруженных конфликтов имело репрессивный характер. В основе репрессий в мирное и военное время лежала советская военная идеология, марксизм-ленинизм. Репрессии имели системный характер. В государстве, в Красной Армии существовали специально созданные карательные структуры с ...
Вступление в освободительную борьбу интеллигенции
Система взглядов, претендующая на объяснение прошлого и настоящего, указание путей к лучшему будущему, становится главной движущей силой истории. Появившись в России, а затем и во всей Восточной Европе, слово «интеллигенция» в широком смысле означало сравнительно немногих людей, имеющих высшее образование. В более узком, но исторически ...
